Найти в Дзене

Борьба за власть. Часть II.

Популярным в середине 90 – х годов стал термин «семибанкирщина» (по аналогии с «семибоярщиной» начала XVII века) - семь крупных банкиров контролировали, по словам Березовского, более 50 % экономики, и влияли на принятие важнейших политических решений. Причем, невесть откуда взявшиеся Кохи, Чубайсы, Гайдары без зазрения совести, так же, как и их предшественники в 1917 – м году, отзывались о русском народе пренебрежительно и презрительно. Чуть позже, в своей книге, изданной в США, Альфред Кох в приступе откровения сыпал перлами: «Россия никому не нужна», русские «уже не в состоянии ничего нового сделать».

Чубайс тоже заявил вполне определенно: «Все эти двенадцать лет мы правили, и будем править Россией». Кто такие «мы» в этом словесном пассаже, объяснять, наверное, не требуется. Под лозунгами «свободы» и «демократии» ими преследовались совершенно другие цели, гораздо более прозаичные – достижение власти и личное обогащение. Об этом красноречиво сказал известный публицист Александр Ципко, который еще в конце 80 – х годов, сам, будучи убежденным демократом, вдруг понял, с кем имеет дело:

  • Именно тогда, где – то между 1989 – 1990 годами, я осознал, что имею дело с откровенными шарлатанами от политики, имею дело с людьми без чести и совести, которые готовы каждый раз изменять провозглашаемым ими правам и свободам личности во имя захвата власти в стране.

Вот так, читатель, творилась новейшая российская история – путем полнейшего беззакония. Но ельцинско – гайдаровско – чубайсовскими античеловеческими реформами бедствия русского народа не ограничились – его ждало новое испытание. Стремясь угодить лидерам начавшегося сепаратистского движения на Кавказе и, находясь, видимо, в состоянии очередной алкогольной невменяемости, Ельцин передал чеченскому лидеру, бывшему советскому генералу А. Масхадову огромный арсенал: две установки тактических ракет «Луна», десять зенитных комплексов «Стрела – 10», 108 единиц бронетехники, включая 42 танка, 153 единицы артиллерии и минометов, включая 42 реактивные установки «Град», 590 единиц современных противотанковых средств и огромное количество стрелкового оружия.

Получив вооружение и почувствовав силу, Масхадов заявил о своем неподчинении Москве. Раздираемый личными и властными амбициями, Ельцин решил «наказать» строптивых чеченцев – ввести в Чечню федеральные войска. Трезвые головы, как могли, отговаривали Ельцина от преступного шага. Перед вводом войск в Чечню Коржаков застал у Ельцина Олега Сосковца, упавшего на колени: «Борис Николаевич, умоляю, не надо с Чечней воевать!»

Но Ельцин не внял трезвым советам – он поверил своему «лучшему министру обороны» П. Грачеву - тот уверял, что столицу Чечни - Грозный - можно взять силами одного полка и отдал соответствующий приказ. Федеральные войска вошли в Чечню в конце декабря 1994 года. Во что вылилась первая чеченская война, всем известно – чеченцы устроили нашим необученным солдатам – пацанам настоящий ад - они гибли тысячами. Многие наши солдаты и офицеры были взяты в плен и содержались в земляных тюрьмах – зинданах - в нечеловеческих условиях в ожидании, когда их выкупят родственники. Долго ещё русские матери ездили по Чечне и, унижаясь, просили отпустить их сыновей. Наверное, не будет преувеличением сказать, что такого позора Россия никогда еще не испытывала в своей истории.

Чеченская война послужила мощным катализатором антиельцинских настроений, но летом 1996 года предстояли президентские выборы, поэтому «всенародно избранный» президент пошел на попятную: были заключены знаменитые хасавюртовские мирные соглашения. Со стороны Чечни их подписал Аслан Масхадов, со стороны России - секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь. Согласно этим договоренностям, боевые действия прекращались, но Россия фактически признавала себя побежденной – признавала независимость Чечни и обязалась выплачивать крупные репарации. Не прекратились убийства и похищения русских людей. Так, три русских журналиста были похищены прямо во время подписания мирных соглашений.

Кроме того, хасавюртовские соглашения послужили мощным катализатором сепаратистских настроений во многих мусульманских регионах России.

Экономическое положение страны было хуже некуда: людям не выплачивались пенсии и зарплаты, страна все время залезала во внешние долги, а деньги расхищали олигархи. Неудивительно, что перед президентскими выборами - весной 1996 года - рейтинг Ельцина был катастрофически низким - составлял всего от четырех до шести процентов.

В ход были пущены новые изобретения политпиарщиков – от манипулирования общественным мнением до оригинального механизма опережения конкурентов. Вначале кампании главой предвыборного штаба Ельциным был назначен Олег Сосковец и на предвыборную агитацию были отпущены огромные средства. Олигархи это знали и от дележа такого «пирога» отказываться не желали. Через дочь Ельцина Татьяну Дьяченко они скомпрометировали Сосковца - он, мол, тайный гэкачепист, за спиной шефа работает на его противников и прочее. План сработал – честный Сосковец был оттеснен от руководства предвыборной кампанией, а Ельцин создал так называемую аналитическую группу во главе с Чубайсом. Группа допустила только одну осечку, не сумев скрыть информацию о «левых» 538 тысяч долларах, вынесенных из дома правительства ночью, в коробке из – под ксерокса.

Дальше пошло как по маслу: чиновникам всех уровней дали команду – агитировать за Ельцина кого только можно, любыми методами. Давление на потенциальных избирателей было беспрецедентным.

Вспоминаю характерный эпизод из своей жизни: собрал нас – предпринимателей - в своем кабинете глава администрации нашего городского района и стал настойчиво уговаривать голосовать за Ельцина. Картина была почти комической, если учесть, что глава администрации был в советские времена первым секретарем райкома партии и в соответствии с требованиями своего партийного начальства не жаловал первых предпринимателей – кооператоров. И вдруг он – бывший секретарь райкома КПСС призывает голосовать предпринимателей за Ельцина, против коммунистического лидера Зюганова!

На этот призыв я ответил за всех присутствующих - маразм ельцинской власти налицо, сверхнаглость олигархов, бардак с налогами и в банковской сфере «достали» всех. Поэтому за Ельцина голосовать не собираюсь и своим работникам не порекомендую. Судя по тому, что все остальные предприниматели (нас было человек пятнадцать) молчали, они мою точку зрения разделяли. Глава администрации с апломбом, обращаясь ко мне, заявил: «Вот придет к власти Зюганов, и всё у тебя отнимет». (В то время у меня была фирма по продаже бытовой техники). Я в том же тоне ответил: «Зюганов не только у меня, у всех все отнимет, будет не обидно». Присутствующие в кабинете предприниматели дружно заржали.

Кроме того, огромная поддержка оказывалась Ельцину из – за рубежа. Президент США Билл Клинтон без тени смущения объявил, чем будет заниматься администрация США в России:

  • Всячески стараться не допускать к власти коммунистов…Особое внимание уделить президентским выборам. Нынешнее руководство страны нас устраивает во всех отношениях…Обеспечив занятие Ельциным поста президента на второй срок, мы тем самым создадим полигон, с которого уже никогда не уйдем.

Для победы в выборах нужен был яркий слоган. Михаил Полторанин, иронизируя впоследствии, говорил, что напрашивался только покаянный: «Прости, обжуленный народ!». Но, понятно, что на таком лозунге выборы выиграть не получится. Пришлось команде Чубайса заняться плагиатом: вспомнили, что на выборах 1992 года в США Билл Клинтон проводил акцию «Choose or loose» («Голосуй или проиграешь»).

Под этим лозунгом в стране началось глобальное цирковое представление – смертельно больной Ельцин был вынужден разъезжать по стране, петь и плясать на встречах с избирателями. «Ельцина возили, как цыгане ручного медведя, по разным подмосткам и заставляли, подобно Клинтону, развлекать публику».

Зрелище было иногда жалким и печальным:

  • В Новосибирске я оказался зрителем такого действа. Друзья притащили меня на стадион «Спартак», где проходила встреча с Борисом Николаевичем. Он несуразно пританцовывал под гремучую музыку, затем потянул в пляс испуганную жену Наину Иосифовну и от немощности едва её не повалил. Сидевшая рядом со мной пожилая женщина в староверческом платочке перекрестилась и сказала: «Какой ужас! Зачем же так изгаляться над изношенным человеком. Дайте ему, ради Христа, сколько – нибудь голосов на выборах».

Вершиной творчества штабистов Ельцина была газета «Не дай Бог!». Она не имела выходных данных, что само по себе уже было грубейшим нарушением закона. В газете оплевывалось все то, чем жила страна до прихода Ельцина к власти и, конечно же, поносила на чем свет стоит Зюганова, сравнивая его с Гитлером.

По результатам первого тура выборов 16 июня 1996 года действующий президент Ельцин показал наилучший, но далёкий от необходимого для победы большинства, результат, получив 26,6 миллионов голосов, что составило 35,28 процента.

Зюганов получил 24,2 миллиона голосов, что составило 32,03 процента, немного уступив Ельцину. Главной неожиданностью стало третье место А. И. Лебедя, который получил поддержку 10,7 миллионов избирателей, что составило 14,52 процента.

Серьёзное поражение потерпел бывший Президент СССР М. С. Горбачёв, получив всего 386 тысяч голосов, что составило 0,51 процента.

Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов.

В завершение кампании последовал трюк с «простодырым» генералом Лебедем, которого заставляли играть роль оппозиционера. Он набрал треть голосов, а перед вторым туром отдал свои голоса Ельцину, обманув своих избирателей. Ему дали какую – то придворную должность для проформы, при условии, что Ельцин отправит в отставку Павла Грачева. Ельцин условие принял, назначив министром обороны Игоря Родионова, но через несколько месяцев оба – и Лебедь и Родионов – были отправлены в отставку.

По результатам второго тура выборов 3 июля 1996 года выборов действующий Президент России Ельцин получил 40,2 миллиона голосов (53,82 %, значительно опередив Зюганова, который получил 30,1 миллиона голосов (40,31 %). Это было так неожиданно, что до сих пор идут споры – законна ли была та победа Ельцина в 1996 году?

После выборов - в ноябре 1996 года – Ельцину сделали сложную операцию на сердце, в результате чего он надолго выбыл из строя, вернувшись к выполнению обязанностей президента только в феврале 1997 года.

Миллионы людей, исступленно скандировавших на митингах лозунги в поддержку Ельцина, очень быстро об этом пожалели: защитник «демократии и свободы» оказался банальным пьяницей.

Михаил Полторанин приводит факт из собственной практики: во время саммита глав СНГ в 1992 году Ельцин пришел на открытие Российского университета в Бишкеке, назюзюкавшись в стельку: дюжие охранники подпирали президента со спины и боков, чтобы тот не упал. Личными стараниями Полторанина, попросившего телекомпании не показывать позорные кадры, честь страны на этот раз была спасена.

После очередной выходки в ирландском аэропорту Шеннон, когда пьяный Ельцин дирижировал оркестром, россияне уже знали, чем занимается президент на даче, а отнюдь не «работает с документами», как о том уверяли официальные СМИ. В исландском аэропорту, публично, на глазах у встречающих иностранцев Ельцин …помочился на колесо самолета, на котором прилетел. Это был уже не просто ПОЗОР, это было ПОЗОРИЩЕ – на весь мир!

Вот ещё один штрих, характеризующий «первого всенародно избранного президента», до сих пор мало кому известный: ужаснувшись результатов своих «реформ», в конце 1992 года Ельцин в пьяном угаре решился на самоубийство, запершись в жарко натопленной бане. Спас «гаранта» его главный охранник Коржаков, выбив пинком дверь в парную.

Известно, что Ельцин завоевал поначалу симпатии москвичей, а затем и большинства россиян тем, что боролся с чиновничьими привилегиями. Он прослыл рубахой – парнем, настоящим демократом: ездил на работу в троллейбусе, лечился в обычной поликлинике, покупал продукты в обычном магазине. Увы, это была всего лишь маскировка; настоящее его лицо было совершенно иным, и раскрыл его в одном эпизоде своих воспоминаний Михаил Полторанин:

  • У Ельцина был первый помощник Виктор Илюшин – его Борис Николаевич привез с собой в Москву из Свердловска и ставил намного выше всех из своей челяди. Однажды мы сидели с Ельциным вдвоем в его кабинете: пили чай за журнальным столиком и вели долгий разговор. У Илюшина, видимо, подпирало время, он тихо зашел и стал совать Борису Николаевичу какие – то бумаги. Ельцин, увлеченный беседой, отодвинул бумаги локтем, помощник опять подсунул их к нему. Дело есть дело.
  • - Вон отсюда! – сверкнул глазами Борис Николаевич.
  • Илюшин вздрогнул, повернулся и чуть слышными шагами удалился из кабинета. Я начал выговаривать Ельцину: зачем же он так со своим давним соратником. Борис Николаевич меня остановил.
  • - Мы с вами политики, - сказал он и ткнул рукой в сторону двери, за которой только что скрылся Илюшин. – А они – прис - с - слуга!

Неадекватность Ельцина просто зашкаливала. Люди старшего поколения помнят тот шок, который испытала вся стран – от пенсионера до министра, когда Ельцин назначил в апреле 1998 года никому не известного директора мелкого нижегородского банка С. Кириенко премьер – министром! В народе тут же дали новоиспеченному неприлично молодому премьеру с настоящей фамилией Израитель меткое прозвище «Киндер – сюрприз». Стоило ли удивляться, что буквально через несколько месяцев – в августе 1998 года - Россия объявила позорный дефолт – отказ обслуживать огромные долги – внешние и внутренние.

После «черного дня» 17 августа 1998 года правительство вынуждено было провести девальвацию рубля, в результате чего по отношению к доллару он подешевел в три раза! Уровень зарплаты катастрофически упал и не дотягивал до уровня в 100 долларов, ниже которого ООН относит страны к бедным.

Некогда великая держава, она была полностью скомпрометирована на международной арене. Эти проблемы обострились после опубликования в западной, а затем и в российской печати скандального компромата о зарубежных счетах ельцинской семьи. Депутаты Госдумы запустили в очередной раз процедуру «импичмента» президента, создав соответствующую комиссию. Основными обвинениями были Беловежский сговор 1991 года, государственный переворот и расстрел парламента в 1993 году, геноцид русского народа и его ограбление, но и она не удалась.

Был скомпрометирован знаменитым роликом с проститутками в бане и снят с должности генпрокурор Скуратов, против мэра Москвы Лужкова была развязана информационная война - на грани скабрезности. В результате импичмент не удался - необходимых двух третей голосов в Госдуме не набралось.

Хотя 23 августа 1998 года Указом Ельцина правительство С. Кириенко с позором было отправлено в отставку в полном составе, а премьером был назначен «политический тяжеловес» Е. Примаков, напряженность в обществе не спадала.

Потом был спешно отправлен в отставку Е. Примаков вместе со своим правительством, хотя оно довольно успешно справилось с последствиями дефолта.

Так продолжалось до конца 1999 года, когда в его последний день Ельцин объявил, наконец, о своем уходе с поста президента.

(Продолжение следует)