1918. Январь, 28–29
28 января 1918 года в библиотеке Томского университета состоялась общестуденческая сходка против разгона Сибирской областной думы.
28–29 января 1918 в Томске состоялось первое нелегальное заседание Сибирской областной думы, председателем которой был избран И.А. Якушев. На заседании было сформировано Временное правительство автономной Сибири во главе с П.Я. Дербером. В состав правительства по предложению областников вошли П.В. Володарский, И.А. Михайлов, И.И. Серебренников, Вл.М. Крутовский, Г.В. Патушинский.
Источники:
- Вольная Сибирь.—1918.—3 марта;
- Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Томской губернии (март 1917 – ноябрь 1918 гг.) / Том. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева.
1921. Январь, 27
Власти отменили взимание платы за жилье и коммунальные услуги на территории РСФСР. Бесплатными стали также проезд в городском транспорте и пользование общественными банями.
Это был один из последних актов военного коммунизма, который привел экономику страны к полному развалу. Через полтора месяца начался НЭП.
1927. Январь, 27
Осужден Дунин-Вонсович Бронислав Валентинович (1898–1938), римско-католический священник.
Родился в селе Старая Гута Житомирского уезда Волынской губернии. В 1917 году окончил гимназию, до 1919 года учился в Житомирской семинарии, из-за закрытия семинарии советскими властями окончил обучение в Гнезне.
20 августа 1922 был рукоположен в Луцке, после чего нелегально перебрался через границу в числе семи священников, посланных служить на Украине. Служил викарием прихода в Ушомире Житомирской епархии, с 1925 — администратор прихода в Макарове и декан Киевский, одновременно строил в Клавдиеве часовню.
В мае 1926 был арестован, но 26 декабря — освобожден. В середине января 1927 — вновь арестован. 27 января 1927 приговорен к 3 годам ИТЛ. Отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где работал санитаром в лагерной больнице в Кеми. В 1929 из лагеря освобожден и выслан на 3 года в Сибирь. Находился в ссылке в Киренске Иркутской области, где в марте 1931 был арестован, в июне переведен в Иркутский изолятор, а 1 февраля 1932 отправлен в Красноярскую тюрьму. Летом 1932 о. Бронислав вместе с о.Виктором Кривейчиком послал в органы ГПУ протест против содержания их в тюрьме, тогда как они были приговорены к ссылке. 6 июля 1933 — из тюрьмы освобожден и отправлен в Пировск, Восточная Сибирь.
Сестра о. Бронислава Мария находилась в ссылке в Коми АССР, и они обращались в Польский Красный Крест, чтобы узнать о месте пребывания друг друга. В письмах о. Бронислав обосновывал свою невиновность тем, что ему не было предъявлено никаких обвинений, что его «нелегальный переход границы был возвращением на родину, а содержание его в тюрьме было просто издевательством».
В декабре 1933 местные власти, стремясь сделать его положение невыносимым, при освобождении из ссылки не выдали ему никаких документов. В мае 1934 года о. Бронислав отправил в Москву анкеты и фотографии для оформления выезда в Польшу на 3 месяца для лечения, что позднее для следствия стало основанием, чтобы обвинить его «в шпионаже в пользу Польши». В дальнейшем о. Бронислав писал и дальше о непрекращающихся преследованиях и своих мучениях в ссылке, о тяжелой болезни, о том, что он уже с трудом передвигается.
В мае 1935 — арестован по обвинению в том, что «в 1922 он был завербован иностранной разведкой и направлен в СССР для шпионской работы». Через десять месяцев был освобожден из Красноярской тюрьмы, но 31 марта 1936 — вновь арестован и привлечен вместе с ксендзом И. Терпенто к следствию по групповому делу организации «Сибирский Центр ПОВ». Переведен в Новосибирскую тюрьму.
19 – 24 июня 1936 на судебном процессе он был признан невиновным и освобожден по болезни. Прибыл для лечения в Житомир, но через две недели, по требованию органов НКВД, вынужден был вернуться в Сибирь. В августе 1937 — арестован и привлечен к следствию по новому делу организации «Сибирский Центр ПОВ». 4 января 1938 вместе с ещё одним католическим священником Иеронином Церпенто приговорён ОСО НКВД СССР к высшей мере наказания. Расстрелян 18 января 1938.
[Архивное дело: Госархив Красноярского края; Архив УФСБ КК, дело № П-20613; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Красноярского края — т.03; Дворецкая А.П. Репрессированные католические священники на енисейской земле; Мартиролог духовенства - Польша 20 век (1914 – 1989)]
1935. Январь, 27
В день похорон В.В. Куйбышева в Томске объявлен траур, запрещены все увеселительные и зрелищные мероприятия.
[ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.567. Л.54; Газета «Красное знамя» №20 за 27 января 1935 года]
1936. Январь, 28
Газета «Правда» вышла с редакционной статьей «Сумбур вместо музыки», содержащей разгромную критику оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Началась идеологическая кампания по борьбе с «формализмом» в советском искусстве. Мощная волна пропаганды против искусства, ставящего перед собой сложные художественные задачи, захватила также театр, прежде всего театр Всеволода Мейерхольда, и другие виды искусства.
Из воспоминаний Лилианны Лунгиной:
«Театральная молодежь тоже считала, что в театре застой, какая-то излишняя успокоенность. Классику много тогда стали играть. МХАТ был в кризисе, он с годами погрузился в своего рода академизм. Театр Мейерхольда закрыли, потому что искусству навязывалось куцее жизнеподобие, над которым Мейерхольд от души издевался».
1938. Январь, 27–28
За эти два дня было арестован 69 человек, жителей Томска и Томской области
Большинству из них (59 из 69) было предъявлено обвинение в участии в вымышленной контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России».
Кем были они? Рабочий фабрики карандашной дощечки, руководитель кружка пения, диспетчер железнодорожной конторы, плотник, кузнец, сторож, колхозники и единоличники, пасечники и школьные учителя.
Из них только один человек был освобожден, один — получил 10 лет лагерей.
Все остальные были расстреляны в феврале – марте 1938.
Назовем сегодня только семь человек.
◼ Синицын Иннокентий Дмитриевич (1862–1938), кустарь-подеревщик.
Возраст — 76 лет. Родом из Забайкальской слободы Кяхта, имел среднее образование, проживал в Томске. Арестован 27 января 1938. Через 10 дней осужден за участие в «Союзе спасения России» и приговорен к ВМН. Расстрелян 13 февраля 1938. Реабилитирован в ноябре 1959.
◼ Братья Александр и Николай Попадейкины родились в деревне Попадейкино Томского района. Младший — Попадейкин Александр Иванович (1905–1938) остался жить и работать в родной деревне, в колхозе «Красный рыбак». Старший брат — Николай Иванович (1899–1938) поселился в деревне Иглаково, на другой стороне реки Томь, работал бакенщиком в Томском пароходстве.
Арестовали их в один день — 28 января 1938. Судили тоже вместе — 21 февраля. Обвинение все то же — участие в контрреволюционной кадетско-монархической организации «Союз спасения России». Расстреляны 5 марта 1938. Реабилитированы посмертно.
◼ Братья Семен и Василий Родниченко родом из деревни Кузовлево Томского района, там и проживали со своими семьями. Старший — сороколетний Семен Герасимович Родниченко (1897) работал в колхозе кузнецом. Младший брат — Василий Герасимович (1901), служил вахтером в коммуне «Чекист».
Арестованы в один день — 27 января 1938. Осуждены через десять дней по обвинению в участии в «Союзе спасения России» к ВМН. Расстреляны 13 февраля 1938. Реабилитированы в мае 1960.
◼ Сутягин Александр Иванович родился в 1883 году в деревне Сутягино Сарапульского района Вятской губернии. Там же, в 1909, родился и его сын Павел. В 1938 отец и сын жили в поселке Григорьевском Асиновского района Томской области, работали в колхозе «Красный боец». Отец заведовал пасекой.
Арестованы в один день — 27 января 1938. Через десять дней, 7 февраля, были осуждены по обвинению в участии в контрреволюционной кадетско-монархической организации к ВМН. Расстреляны 14 февраля 1938. Реабилитированы в марте 1961.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]
1985. Январь, 28
Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Томской обл. Г.П. Добрынин направил секретарю обкома КПСС докладную записку «О незаконно существующем монастыре в Томском районе»:
«…На территории Наумовского сельского Совета Томского района незаконно существует нелегальный монастырь, насчитывающий около 30 келий – избушек и около 70 человек монахов и монашек. По имеющимся сведениям в монастырь идет постоянный приток новых людей как из Томской области, так и из других областей страны. Среди населения близлежащих сел и поселков монахи и монашки из числа так называемых «истинноправославных христиан-странствующих» ведут деморализующую, разлагающую пропаганду и подстрекают к разрыву с советским обществом и уходу в лесной монастырь для «спасения души», так как якобы близок «конец света». И некоторые люди поддаются этой агитации»...
[ГАТО. Ф. Р-1786. Оп.1. Д.356.]
27 января – Международный день памяти жертв холокоста (International Holocaust Remembrance Day)
В древнегреческом языке слово «холокост» означало всесожжение, то есть жертвоприношение. Во время Второй мировой войны этим словом обозначали жестокое массовое уничтожение евреев. Под эту идею наряду с евреями попали и цыгане, и славяне, советские военнопленные, коммунисты, гомосексуалисты, масоны, неизлечимо больные, и другие.
Международный день памяти жертв Холокоста учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 2005 году и отмечается ежегодно 27 января по всему миру. Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — ещё более 90 государств.
В качестве даты выбран день освобождения нацистского концлагеря «Освенцим» бойцами 60-й армии Первого Украинского фронта. Узники приветствовали их как настоящих освободителей. На момент освобождения в лагере находилось примерно 7 600 заключённых.
По мнению историков, за время существования Освенцима в лагере было уничтожено около 1,1 миллиона человек, из которых около 1 млн составляли евреи.
Освенцим был одним из крупнейших нацистских концентрационных и истребительных лагерей. Расположенный недалеко от польского города Освенцим, он состоял из нескольких частей, включая первоначальный концентрационный лагерь Освенцим I и Освенцим II-Биркенау, объединённые концентрационный лагерь и лагерь уничтожения. Освенцим III или Моновиц находился недалеко от польской деревни Моновице.
До и во время Второй мировой войны нацистская Германия содержала многочисленные концентрационные лагеря и лагеря уничтожения на оккупированных и контролируемых ею территориях. Первый концлагерь, Дахау, был расположен в Германии. Он был открыт в 1933 году для содержания политзаключённых.
Большинство концлагерей, которые открылись после начала Второй мировой войны, находились в оккупированных странах. Концентрационные лагеря были предназначены для содержания заключённых и использования их для принудительного труда, а лагеря уничтожения были предназначены для систематического уничтожения миллионов людей, которых нацисты считали «недочеловеками». Большинство крупнейших лагерей смерти были расположены в Польше. В их число входили Освенцим–Биркенау, Треблинка, Бельжец, Хелмно, Собибор и Майданек.
В Великобритании День памяти жертв Холокоста отмечается с 2001 года. Каждый год выбирают новый город-организатор и тема дня. Италия также отмечает этот день памяти с 2001 года как Giorno della Memoria.
В Израиле День Катастрофы (Yom HaShoah) является национальным днём памяти жертв Холокоста. Он проводится 27 нисана по еврейскому календарю. Тем не менее, международные дни памяти жертв Холокоста также отмечаются церемониями и образовательными мероприятиями.
Резолюция 60/7 Генеральной Ассамблеи ООН отвергает любое отрицание Холокоста и призывает рассказывать будущим поколениям о его истории с целью предотвращения будущих актов геноцида.
[AUSCHWITZ. Encyclopedia; «История: день за днём. Понемногу обо всём и всё о немногом»]