Найти тему
Наука и фантастика

Города над Венерой: мечты и планы

Оглавление
Картинка от Krea
Картинка от Krea

Венера - ближайшая к нам планета (не считая Луны, нашего спутника). И желающих хотя бы мысленно там побывать - не меньше, чем поклонников покорения Марса. Но, если на Марсе хотя бы теоретически можно высадиться и погулять, то на Венере ничего из этой затеи не получится: сгорим и расплавимся через считанные мгновения.

Зато в облаках над Венерой температура очень комфортная. На высоте 55 км - примерно 27 градусов тепла. Давление - высокое, как на земном высокогорье, но живут же перуанцы в своем Мачу-Пикчу, а альпинисты штурмуют Эверест. Зато сила тяжести сравнима с земной, разве что чуть поменьше. Магнитное поле у Венеры имеется (а это - защита от солнечной радиации). У Марса его практически нет.

Подозревают, что даже какая-то элементарная жизнь в виде бактерий там может существовать.

Поэтому возникла идея построить обитаемые поселения не на самой Венере, а в ее облаках.

Дирижабли Житомирского

Едва ли не первым такую идею предложил в 1970-х годах наш инженер и писатель-фантаст Сергей Викторович Житомирский (1929-2004).

С. В. Житомирский. Фото: Википедия
С. В. Житомирский. Фото: Википедия

Почему-то о Житомирском есть статья в Википедии только на азербайджанском языке, а на русском нет. Странно и неприлично.

К Венере, по идее ученого-фантаста, надлежало направить аэростаты и дирижабли, которые дрейфовали бы на высоте 50-60 км над поверхностью планеты.

Оболочку дирижабля Житомирский предлагал делать из тонкого гофрированного металла, что позволило ей сохранять нужную жесткость и в то же время давало возможность изменять объем. В качестве наполнителя он считал нужным использовать аммиак в баллонах низкого давления или обыкновенную воду, которые под давлением высоких температур сами бы превратились в пар, который и послужил бы рабочим телом для аэростата. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Похоже, это было развитием идей Циолковского, который сооружал нечто подобное у себя на чердаке в Калуге, сильно изумляя соседей.

Экспонат Дома-музея Циолковского в Калуге. Фото моё
Экспонат Дома-музея Циолковского в Калуге. Фото моё

Идея кажется очень сложной в осуществлении (нужны корабли, способные доставить дирижабли на орбиту Венеры, и роботы, которые их будут монтировать на орбите). Безумно дорого, безумно трудоёмко, однако для консолидированного человечества было бы, наверное, посильно, если бы это человечество не занималось всякой вредной ерундой.

Строить над Венерой очередную МКС вряд ли целесообразно - проект морально устарел и обнаружил массу трудноисправимых изъянов. Усовершенствованные дирижабли кое в чем предпочтительнее: в них больше места, а внутреннее пространство может модифицироваться.

Поэтому и новые проекты надвенерианских городов подразумевают некие надуваемые объекты.

Большой HAVOK

High Altitude Venus Operational Concept (HAVOC) - один из проектов NASA по освоению Венеры при помощи создания орбитальных поселений.

Воображаемый город. Проект NASA
Воображаемый город. Проект NASA
  • Отправить на орбиту Венеры непилотируемый разведывательно-исследовательский аэростат для сбора информации и отработки технологических решений
  • Послать туда астронавтов, когда в облаках над Венерой уже будет созданы модули для жизни людей.
  • Люди будут исследовать атмосферу Венеры и саму планету в течение длительной командировки (всего - 440 земных суток, включая полет туда и обратно).
  • Далее, по результатам, сроки пребывания на орбитальной станции можно увеличить, и, в конечном счете, сделать присутствие людей над Венерой постоянным.

Подразумевается, что поселенцы смогут сами обеспечивать себя едой и водой. Ибо с Земли всё-таки продовольствия не навозишься.

Гильермо Зёнлейн - прожектер или авантюрист?

Есть еще такой экстравагантный человек с испанским именем и немецкой фамилией, Гильермо Зёнлейн (Guillermo Söhnlein), предприниматель, который намерен отправить 1000 людей к Венере уже в 2050 году.

Он основал компанию Humans2Venus ("Люди - на Венеру") и пропагандирует свои идеи в противовес программам колонизации Марса.

Аргументы: на Марсе слишком много факторов, угрожающих жизни человека, от радиации до слабой гравитации (последнее делает проблематичным размножение колонистов, то есть, экспедиция окажется одноразовой). На Венере с этим попроще. Другое дело, что заводить детей в космосе пока никто не пытался, но лиха беда начало!

Дальнейшие шаги венерианского проекта - терраформирование планеты.

Честно говоря, в этом я лично не вижу большого смысла. По той простой причине, что быстрым этот процесс быть никак не может. А срок жизни Солнца ограничен. Нам сулят коллапс примерно через 5 млрд лет, забывая при этом, что Земля и соседние с нею планеты станут совсем непригодными для жизни гораздо раньше. Так что тратить полмиллиона (или даже несколько десятков тысяч лет) на терраформирование Венеры, которой всё равно предстоит погибнуть в огненной пасти нашей звезды, вряд ли разумно.

А летающие города в венерианских облаках - это да. Красиво.

Картинка из сети
Картинка из сети

--

Этот материал тоже не сам по себе, а из "секретов "Хранительницы"". Иногда придумаешь какую-то деталь, а потом спросишь себя: возможно ли такое?..

Один из побочных персонажей книг "Двойник" и "Возвращение Улисса", темнокожий бразилец Сезар Соуза да Понте, друг, а затем и муж баронессы-пилота Валерии Ризеншнайдер, вырос, по его собственным словам, на орбитальной станции, плавающей над Венерой.

Пришлось вникнуть в матчасть хотя бы постфактум. И, глядя из фантастического будущего своих книг, могу сказать: орбитальные города над Венерой существуют! По крайней мере, в них нет ничего невозможного.

Воображаемый Сезар. Картинка от нейросети.
Воображаемый Сезар. Картинка от нейросети.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Роман "Возвращение Улисса" закончен и доступен на Литрес и Литмаркет.