Найти в Дзене
Сергей Михеев

Людей, которые имеют много детей, надо поддерживать

На форуме на ВДНХ Владимир Путин официально дал старт Году семьи в России. Президент говорил о предназначении семьи, что главное - это рождение детей, продолжение рода, а значит - продолжение нашего народа, нашей многовековой истории. В семье наша культура, идентичность, национальный характер. Семья учит, воспитывает, передает традиции, знания, в том числе профессиональный опыт. Семья - это отчий дом, счастье и поддержка. Вы говорили о том, что не только и не столько финансовая необходима поддержка, но и особое ощущение должен давать статус многодетной семьи. Владимир Путин тоже много говорил о том, что многодетная семья – это опора страны. Важное ощущение.

Сергей Михеев: Семья – это вечная, настоящая, серьёзная ценность, без которой и жизни на планете Земля не было бы, и культуры, традиций не существовало бы. Семья задаёт и культуру, и традиции, и воспитание, которые люди несут дальше и дальше. Все слова Путина и указ крайне важны. Ещё раз повторю: нам «года» семьи мало, а нужны десятилетия, двадцатилетия, столетия семьи для того, чтобы преодолеть многие вещи.

Что касается статуса и самоощущения, надо возвращать, возрождать, пропагандировать семью как то, к чему надо стремиться. Людей, которые имеют много детей, надо поддерживать ощущением того, что они делают очень важное дело. Мне кажется, что огромному количеству женщин современная массовая культура серьезно запудрила мозги, рассказывая им, что, в первую очередь, важна самореализация, а семья и дети - это потом когда-нибудь, а может быть и не надо. Это опасная, вредная, самоубийственная ложь. Фантазии, иллюзии в голове крутятся, а время идёт, годы пролетают. С возрастом человек понимает, что самореализация - это пустота, которая не имеет значения. А дети, семья, внуки - это жизнь, продолжение жизни. Я не против профессиональной самореализации - я за правильную расстановку приоритетов, особенно для женщин. Достигается это с помощью серьёзного переосмысления информационной, культурной повестки.

Если вы людям внушаете, что семья – это обуза, тяжело, она мешает развлечениям, удовольствиям и вашему успеху, то одни лишь пособия и льготы ничего не решат! Надо вернуть уважение к матерям; женам, которые рожают детей и ведут хозяйство; вернуть уважение и ощущение большого дела огромному количеству женщин и мужчин. Когда люди будут понимать, что они делают большое государственное дело, то, возможно, у них поменяется отношение к себе и к тому, что с ними происходит. Борьба за демографию является государственным делом, и люди, которые решаются на эти вещи, очень серьёзно помогают России. Это борьба за её выживание и существование в историческом процессе.

Была у нас в истории такая поддержка?

Сергей Михеев: Если брать дореволюционные времена, то тогда существовало традиционное общество, которое было обусловлено религиозными нормами, и такая поддержка была не нужна. К тому же, большая часть населения жила в сельской местности, а большая семья в сельской местности – это залог процветания. Большая семья – это работники. Я не раз говорил, что урбанизация, процесс стягивания населения в большие городские агломерации не способствуют многодетности. В «бетонной коробке» большое количество детей воспитывать тяжелее, чем на свежем воздухе, имея свой участок земли и дом. Концепция пространственного развития России требует тоже серьезного изменения. До Революции это не требовало специальных мероприятий, потому что всё было в голове, и вопросов не возникало.

Советский период нанес по семейному вопросу очень сильный удар, и Гражданская война способствовала появлению огромного количества сирот, бездомных, разваленных семей. И сама политика: «Государство будет заниматься детьми, воспитанием, а вы все идите работайте». Серьезный удар был нанесён по семейным ценностям. В 1970-х, 1980-х годах стали понимать, что это губительно, и стали пытаться что-то исправить. Появлялось большое количество фильмов про семью и детей, но было уже поздно. Я считаю, что мы до сих пор пожинаем плоды советского разрушения культа семьи, семейной традиции.

А после 1991-го года пришли псевдопрогрессивные веяния с Запада: успех, самореализация, удовольствие как единственный смысл и цель жизни. Ситуация стала совсем нехорошей: развал экономики, потеря рабочих мест, каждый сам за себя. Всё это не стимулирует ни рождаемость, ни сохранение семейных ценностей. Наша стратегически важная задача – это изменить. Вы спрашиваете, было ли так когда-нибудь? Затрудняюсь сказать, потому что были очень разные моменты исторической эпохи. Сейчас приходится вводить много программ, льгот, пособий, преференций, потому что самосознания в голове нет, поэтому «давайте закрывать эти вопросы деньгами». В советское время были бесплатные дошкольные учреждения, детские сады, летний отдых, бесплатное высшее образование, но денежной поддержки, как сейчас, не было. И когда говорят: «Если бы было советское время, мы бы рожали, а сейчас мы не рожаем, потому что нет государственной поддержки», это лукавство.

Кризис семьи, его самая тяжелая стадия началась в 1970-е годы. Тогда один ребенок в семье стал нормой, хотя это самые сытые, успешные, комфортные, безопасные годы советской власти. Государственная поддержка крайне важна, но надо вернуть людям осознание важности того, что они делают, уважение к людям. Скажем честно: у нас к женщинам, которые имеют детей и являются домохозяйками, очень часто пренебрежительное отношение.

Есть такое мнение, что «деторождение для тех, кто ни на что больше не способен».

Сергей Михеев: Это ложь. Не устаю повторять, что признак состоявшегося взрослого человека – это понимание способности отдавать, а не только брать. Когда ты отдаешь, то становишься богаче. Надо менять всё: кино, искусство, литературу. Если зайти в книжный магазин и посмотреть на витрины, где самые популярные книги: «Самореализация», «Как стать успешным» и т.п. И в этом «успехе» нет места ни семье, ни детям, ни большим глубоким чувствам. Молодежь говорит: «Мы ищем больших, настоящих вещей». Семья, дети, взаимная отдача, ответственность – это и есть настоящее и глубокое. Вы ищете дешёвые развлечения, мимолетные страстишки, а настоящее и глубокое требует жертв, самоотдачи. Если ты не умеешь этого делать, значит, ты незрелый человек, поэтому надо много разговаривать.

Проблема в том, что разговаривать об этом некому. Церковь пытается разговаривать на эту тему, но на верующих людей шикают: «Это не ваше дело - не лезьте». Если мы в это не будем лезть, то кто будет про это говорить? Сейчас мы говорим на эту тему, но промотайте по всей шкале радиостанций - ещё где-нибудь такой разговор услышите? Нет. Может быть, еще радио «Вера», но это православное христианское радио. А все остальные: англо-американская музыка или разговоры о деньгах, биржах или новости.

А теперь посмотрите сетку кинотеатров - что там показывают? У вас отпадут все вопросы! Разруха в клозетах начинается тогда, когда есть разруха в головах. Если для людей идеалом и смыслом является их личное удовольствие и ложнопонимаемый успех, то можете им чего угодно пообещать, а они скажут: «Я заработаю деньги, и ваши пособия мне не нужны». Поэтому материальная поддержка, социальная инфраструктура очень важны, но надо понимать, что ощущение статуса, уважения, возвращение этих вещей будет невозможно без изменения культурной политики. Я очень надеюсь, что может быть об этом в Год семьи удастся поговорить.