Нет, ну правда, бывает такое, когда я не считаю нужным сию минуту исправлять какую-либо ошибку, которую я вижу или слышу. А иногда я не исправляю ошибку вообще. Ни сразу, ни потом. Что же это за случаи такие и как вообще преподаватель может так поступать? Давайте разберемся на примерах.
На уроках английского языка
Вот недавно мы с ученицей писали письмо в формате ЕГЭ на уроке. Мы обсуждали идеи, затем она их формулировала и уже печатала готовое письмо. В процессе написания у нее возникали мелкие ошибки от невнимательности (забыла окончание -s к глаголу добавить, что-то такого плана).
Я видела эти ошибки, но ничего не говорила. Только когда мы до конца дописали письмо, я сказала: «А давай посмотрим внимательно на вот это предложение. Все нормально тут?». И она сразу увидела ошибку, исправила, и мы, довольные, пошли дальше.
Точно так же я молчу, когда ученики мне что-то устно рассказывают. Иногда в устной речи я не исправляю ошибки даже по завершении высказывания. А иногда исправляю. В зависимости от того, что это было за высказывание и какая цель у него была.
Так почему бы не исправить сразу, как только ученик эту ошибку допустил?
Во-первых, ученик может еще раз взглянуть на предложение, и сам увидеть, что что-то не так. Или, начав говорить неверно, заметить это и переговорить фразу правильно. Зачем я буду влезать? Гораздо большее удовлетворение ученик получит, заметив ошибку сам, а не тогда, когда ему на нее указали.
Во-вторых, при написании письма и при монологической речи у ученика идет мыслительный процесс, он генерирует речевое высказывание. Согласитесь, довольно неприятно, когда вас в процессе речи прерывают на полуслове и указывают, что вот там вот вы неправильно сказали. Это просто сбивает с мысли. В английском критически важно дать ученикам возможность изливать свои мысли в непрерывном потоке речи. А когда их постоянно прерывают, мотивация вообще что-либо говорить исчезает.
Когда я вообще не считаю нужным исправлять ошибку?
Как правило, когда мы что-то устно обсуждаем с ученицами и цель этого обсуждения – просто выразить мысль или применить определенную лексику. Если ошибка допущена не в изучаемом конкретно сейчас материале, то я не указываю на нее, просто фиксирую себе, что вот эту тему надо будет повторить. А на следующем уроке невзначай даю задание, которое поможет эту ошибку убрать.
Еще я не исправляю ошибки в «черновиках». Например, при выполнении заданий ЕГЭ по чтению №12-18 мы сначала прописываем ответы на вопросы сами, не глядя в варианты, данные нам в КИМе. Чисто по тексту, как мы поняли. Это черновая работа. И там они пишут как хотят, что хотят, очень отрывочно и, бывает, с ошибками. Но тут главное – чтобы они верно ухватили мысль. Вот такие «черновики» я всегда оставляю так, как есть.
Но вот если мы отрабатываем какое-то форматное задание, например, письмо, эссе или описание картинок из устной части, то тогда я отмечаю все ошибки, потому что тут мы за них теряем баллы. Но опять же, только по завершении высказывания ученика. И никогда в процессе речи.
На уроках русского языка
Здесь ситуация схожая. Я не исправляю ошибки в черновиках. Черновиками на занятиях по русскому я считаю планы для сочинения, черновые варианты комментариев и прочее. То есть всю подготовительную часть работы над сочинением. Подробнее о том, что такое подготовительная часть, читайте в статье об алгоритме написания сочинения ЕГЭ.
Почему так? Опять же, ученик здесь пишет для себя, схематично, главная его задача – уловить правильно фактуру текста, сформулировать мысли. О грамотности он должен будет задуматься, когда будет писать уже чистовой, цельный вариант сочинения. И там он может уже не допустить тех ошибок, которые были в черновике, потому что он просто банально в подготовительной работе не задумывался об ошибках, а здесь задумался.
Точно так же, когда мы читаем с ними тексты (я совмещаю чтение текстов к итоговому сочинению с работой над пунктуацией, об этом можно почитать здесь) и выделяем в конце основную мысль, я могу не обратить внимание на то, что ученик поставил запятую не там, или написал что-то с ошибкой. Задача – понять текст. Понял? Молодец. Тут уже, конечно, вариативно. После я могу исправить ошибку, просто сказав: «А давай внимательно посмотрим. Мысль верная, но что не так?».
Итог
Напоследок сделаю ужасное признание. Я могу просто не заметить ошибку ученика. Да, так бывает. Конечно, когда мы, допустим, отрабатываем какое-то определенное правило, то я точно увижу ошибку и укажу на нее. Но бывает, что наша цель совсем другая. Например, понять текст, написать план или выписать правильно главную мысль. Тогда я фиксируюсь на этом, а не на грамматике, орфографии и прочем. И вот тогда такие ошибки могут остаться незамеченными. Ну что же, никто еще от этого экзамен не завалил. Напротив, результаты отличные, а дети знают самое главное: ошибки – это нормально и бояться их совершать не стоит.
P.S. Если вдруг вы заметили какие-то ошибки в моей статье, feel free to point out.