Найти тему
Московская газета

Доцент РУДН рассказала об успехах и проблемах современного студенчества

   Доцент РУДН рассказала об успехах и проблемах современного студенчества
Доцент РУДН рассказала об успехах и проблемах современного студенчества

25 января учащиеся российских вузов отмечают День студента, учрежденный в 1850 году. История праздника начинается с 1755 года, с даты подписания указа «Об учреждении Московского университета» (сегодня – МГУ им. Ломоносова). В ВУЗах в этот день подводят итоги прошлых месяцев и говорят о вопросах, стоящих перед системой образования

В Минобрнауки РФ признавали, что около половины выпускников отечественных вузов впоследствии не работают по той специальности, которую они получили в университете. Статистика обнажает проблему профориентации абитуриентов. Актуален и вопрос использования искусственного интеллекта в образовательных целях. Первая успешная защита диплома, написанного нейросетью, породила дискуссию о влиянии современных технологий на качество образования и академическую этику. Сегодня российские вузы корректируют программы с учётом возможностей ИИ, его полезного и негативного воздействия.

О том, как с течением времени меняются студенты гуманитарных направлений, какие существуют успехи и проблемы в построении взаимоотношений между студентами и преподавателями и как на учёбу влияют современные технологии, «Московская газета» побеседовала с кандидатом филологических наук, замдекана филологического факультета РУДН Натальей Дубининой. По словам учёного, современные студенты — это ребята, выросшие в цифровую эпоху, которые хорошо разбираются в технологиях и активно общаются в социальных сетях.

«К сожалению, у них (у студентов, — прим. авт.) не всегда хорошо развит навык очного коммуницирования, это общая проблема. Они привыкли полагаться не на собственный жизненный опыт, а на опыт людей, о которых они читают в интернете. В связи с этим у студентов не очень хорошо развит эмоциональный интеллект, есть трудности в общении. У современных студентов странное для преподавателей старой школы представление о субординации. Молодёжь очень любит говорить о нарушении их личных границ в ситуациях, не имеющих основания для этого», — рассказала Наталья Дубинина.

Говоря о влиянии нейросетей и других современных компьютерных технологий, замдекана филфака РУДН призвала не игнорировать роль ИИ в обучении и не пытаться запретить новые веяния, а выделить полезные свойства современных технологий для качественного обучения.

«Студенты пользуются нейросетями для создания текстов, периодически полагая, что преподаватели не умеют распознавать это. На самом деле педагоги также шагают в ногу со временем, сами учат студентов обработке информации из нейросети, анализу данных. Например, мы учим переводчиков генерировать тексты в нейросети и подвергать их обработке для того, чтобы работа была качественной. Закрывать глаза и делать вид, что искусственного интеллекта не существует, нельзя. Куда правильнее разбираться в этом, причем сначала преподавателям, а затем студентам», — пояснила доцент РУДН.

По словам Натальи Дубининой, в сравнении с прежними десятилетиями вряд ли можно говорить о кардинальном падении уровня ответственности и интереса к учёбе. Возможности по корректировке своей образовательной траектории, которые даёт современное высшее образование, позволяют лучше подобрать направление обучения для тех, кто не смог с первого раза определиться с приоритетами.

«Как и во все времена, есть те, кто учится для «корочки», потому что так хотят родители или потому что они сами не знают, чего они хотят. Но это не массовое явление. Студенты в основном осознанно выбирают направление. Иногда с течением времени они меняют свою образовательную траекторию. Сейчас для этого есть все возможности по смене специальности внутри одного факультета или посещению курсов в других университетах. Человек, который хочет учиться, ищет возможности. Те, кто отбывает номер в надежде на тройки — такие тоже были, есть и будут», — продолжила собеседница издания.

Проблема последнего десятилетия, по словам заместителя декана филологического факультета РУДН, заключается в том, что многие студенты и их родители относятся к обучению в высшем учебном заведении как к оказанию образовательных услуг. Они считают себя потребителями, а преподавателей исполнителями заказываемых услуг.

«Это создаёт очень много проблем, когда студент приходит и говорит «давайте, учите меня», не вовлекается в процесс, не принимает активного участия в нём. Студенты приходят в деканат и говорят «я считаю, что у преподавателя не хватает квалификации, замените его»… Вот это очень мешает работе. Во-первых, между преподавателем и студентом должно быть партнёрство. Во-вторых, должна присутствовать академическая этика. Студенты и преподаватели всё равно находятся в иерархической структуре ВУЗа на разных ступенях. В этом нет ничего предосудительного, это правильно. И те, и другие должны уважительно относиться друг к другу. Но студенты должны понимать, что преподаватели — это люди, которые имеют богатый академический, научный и жизненный опыт, которым они готовы делиться. Студенты, в свою очередь, должны воспринимать это, а не пытаться учить преподавателей», — заключила Наталья Дубинина.