Найти тему

Магомед Каир-Магома Юнусилау о поездке Клары Цеткин в Дагестан.

"Клара Цеткин беседует с горянками", холст-масло, 1940 г., художник М.К-М. Юнусилау
"Клара Цеткин беседует с горянками", холст-масло, 1940 г., художник М.К-М. Юнусилау

Когда-то был у Краеведческого музея Дагестана (потом Дагестанский Государственный Объединенный музей, ныне Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи) Дербентский филиал. При реорганизации Дербентского филиала в самостоятельную юридическую структуру новое юридическое лицо вернуло в Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи ранее переданные в еще филиал экспонаты. В их числе была небольшого размера картина с изображением группы женщин с очень воодушевленными лицами, собравшихся в интерьере небольшой провинциальной комнатки. Возвращена без документации возврата, без авторской подписи… Манера письма, особенности авторских трактовок портретных характеристик, наконец, просто реставраторская интуиция и некоторая «насмотренность» наводили на мысль, что это картина написана одним из основоположников дагестанской живописи М.К-М. Юнусилау… Но интуиция – не аргумент в искусствоведческой атрибуции… Подробный осмотр не только с лицевой стороны, но и с оборота дал два разных номера, значит необходимо обращаться к музейной документации… И здесь в записи Книги Поступлений от сентября 1940-го года мы наконец-то находим: «Картина, масло, худож. Юнусилау «Клара Цеткин беседует с горянками» …(1)

-2

Дагестану повезло – он не был в оккупации, однако коллекция музея почти два года была в эвакуации в Дербенте с готовностью продолжить эвакуацию за Каспийское море. А еще и персонал музея несколько раз сменился за годы войны. (2) Возможно, что в период эвакуации картина безучетно была использована в экспозиции, и новые сотрудники, сменившие ушедших на фронт или в иной мир, возвращавшие коллекцию, не став разрушать экспозиционный ряд Дербентского филиала, оставили ее. И сейчас, спустя 80 лет, картина вернулась домой…

Но почему «Клара Цеткин беседует с горянками»? разве она была в Дагестане? С какими горянками она могла беседовать?

Клара Цеткин (урождённая Айснер) родилась 5 июля 1857 года в городе Видерау, Саксония. Немецкий политический деятель, участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. С 1925 г. К.Цеткин постоянно жила в СССР, в правительственном санатории Архангельское. Умерла 20 июня 1933 года, в санатории бывшего поместья Архангельское Московской области.

Уже проживая в СССР, она действительно несколько раз была на Кавказе.

1924, 29 сентября — Во время отдыха на Кавказе Клара Цеткин посетила детский дом, носящий ее имя, в г. Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе), сфотографировалась с его воспитанниками. (3)

1924, октябрь — Поездка Клары Цеткин по Грузии и Азербайджану, встречи с общественностью республик, выступления на собраниях и митингах. (3)

1924, 24 ноября — Клара Цеткин окончила рукопись книги «Кавказ в огне», написанной в итоге ее поездки по республикам Кавказа в октябре 1924 года. (3)

1925, начало сентября — Клара Цеткин отдыхает в Крыму в санатории «Суук-Су», посещает пионерский лагерь «Артек». (3)

В какую из них она могла встречаться с горянками Дагестана?

И снова к нам на помощь приходит наш легендарный краевед Булач Гаджиев. В своей книге «Дочери Дагестана» (4) в главе об основательнице пионерских дружин в Темирхан-Шуре (ныне Буйнакске) Анне Харитоновне Махарадзе пишет: «Отец ее, Харитон Махарадзе, в 1909 году приехал из Грузии в Порт-Петровск и служил на железной дороге телеграфистом. Мать - Надежда Николаевна, обрусевшая немка, 26 лет проработала вместе с мужем. Анна Махарадзе, стройная, смуглая девушка, с непокорными завитками на висках, родилась в Махачкале.

Ее влияние на себе ощутили доктор исторических наук Г.-А. Даниялов, бывший министр просвещения М. Меджидов, бывший директор женского пединститута X. Кабидова, герой Великой Отечественной войны Абусаид Исаев, погибшие на фронте Д. Бекбулатов и О. Магомедов, главный архитектор МВД СССР А. Алхазов и многие, многие другие...

В 1924 году Анну Харитоновну обком комсомола направил в Буйнакск в качестве старшей вожатой. В следующем году жители города торжественно встречали немецкую коммунистку Клару Цеткин, которая приехала с молоденькой переводчицей на легковой машине.

По случаю приезда К. Цеткин на городской площади состоялся большой митинг. На импровизированную трибуну, где были руководители Буйнакска, Клару Цеткин под руку сопровождали вожатый детдома № 2 Франц Мичко и секретарь профтехучилища Яков Ханукаев.

Гостья была в простой одежде: куртка, юбка, туфли на низком каблуке. Гладко причесанные волосы были тронуты сединой, и легкий ветер играл ими. Гладила ребят по голове, некоторых обнимала, промокнув глаза платочком, что-то шептала им на немецком языке.

С трибуны Клара Цеткин произнесла речь. Ее голос долетал до высоких стен Андреевского военного собора и замирал в пустотах двух колоколен. Ее спутница делала перевод. Мы точно не знаем, о чем говорила Клара Цеткин, может, о борьбе мирового пролетариата против капитала, о текущем моменте, о Дагестане, но выступление она закончила такими словами: «Яшассын юные ленинцы!» Ее слова были адресованы доброй половине площади, алевшей красными галстуками.

Ответное слово произнесла Анна Махарадзе.

- Сколько их у вас? - поинтересовалась Клара Цеткин.

- Восемьсот! - доложила командир дивизии пионеров Анна Махарадзе. Крики «ура» и горячие аплодисменты раздались над площадью, когда А. Махарадзе стала повязывать красный галстук высокой гостье. Грохот духового оркестра заглушил все вокруг.» (конец цитаты) (4)

В 1926 году Анна Харитоновна по совету А. А. Тахо-Годи поступила в МГУ. В 1930 году, после его окончания, вернулась в Буйнакск. Затем работала в Наркомпросе инспектором, методистом, стала автором программ, пособий, учебников (5) для учителей дагестанских школ. Почти до конца жизни вела методическую работу в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей в составлении новых программ.

Сличая биографические данные Клары Цеткин и текст Б. Гаджиева, мы можем предположить, что наиболее вероятен был визит в сентябре-октябре 1924 года во время поездок по восточному Кавказу, в то время как 1925 год был посвящен Причерноморью. К тому же после Азербайджана уже сильно пожилая Клара Цеткин, почти не говорившая по-русски (при ней была переводчица (4)) могла освоить «Яшассын юные ленинцы!»

Вот тогда, очевидно, немецкий коммунист и активист борьбы за права женщин Клара Цеткин и встречалась наиболее активными в новом управлении, в новом просвещении женщинами, вероятнее всего в Темирхан-Шуре (ныне Буйнакске). При Дагестанском областном комитете партии еще в июне 1920 года был создан отдел работниц и крестьянок, которым заведовали Ольга Головина-Ковалева и Тату Булач — активные участницы борьбы за раскрепощение женщины. К ноябрю того же года женотделы были созданы при райкомах и окружкомах партии в Дербенте, Порт-Петровске, Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Кумухе и Гунибе. На работу в женотделы были выдвинуты женщины-горянки: Патимат Омарова, Изумруд Алжэнбекова, Умият Абдулгалимова (активная участница гражданской войны, жена расстрелянного по приговору военно-шариатского суда 16 августа 1919 года в районе станции Темиргое революционера Саида Абдулгалимова), Муминат Кизи и многие другие. Тогда же в 1920 году в Дербенте и Темир-Хан-Шуре были организованы педагогические курсы. Вскоре для подготовки учителей были созданы педагогические техникумы—Буйнакский педагогический техникум в 1922 году и Дербентский педагогический техникум в 1923 году.» (6)

«18 июля 1925 года при ЦИК ДАССР была образована Комиссия по улучшению труда и быта горянок, в которую входили руководящие партийные и советские работники республики. Аналогичные комиссии были созданы при исполкомам окружных, районных и городских Советов.» (6)

… «Тогда горы прочно закрывали угнетенной горянке путь к новому. Не случайно поэтому, что на первых порах в Дагестанском комсомоле были только две девушки: Хадижат Сейд-Гусейнова и я. Обком партии поставил задачу поднять и объединить всю молодежь не только в городах, но и в аулах.» (7)

Вместе с Тату Булач, Сейд-Гусейновой в те годы начали энергичную деятельность в комсомольской организации Умукусум Амирханова, Любовь Эрлих, Мария Длуги.

Книги Б. Гаджиева и С. Ш. Гаджиевой, А. Г. Мелешко дают нам возможность сравнить фото и сделать некоторые предположения о персонажах картины.

Девушка в белом платке на плечах, сидящая слева на стуле с тетрадкой на колене, вероятнее всего Тату Омаровна Булач 1902 года рождения. В 1924 -25 годах ей было 22-23 года. Она оставляет именно такое впечатление.

Женщина в лиловом сарафане поверх белой блузки, расположившаяся справа на диванчике-тахте и что-то вдохновенно говорящая, может быть старшая из сестер Головиных – Татьяна Федоровна, участница революционного движения. Т. Ф. Головина работала в те годы учительницей высшего начального училища в городе Темир-Хан-Шуре. Тяжелая обстановка сложилась после временного падения Советской власти в Дагестане (1918 год) и ареста белогвардейцами почти всего состава Областного комитета партии во главе с Уллубием Буйнакским. Часть руководителей большевиков Дагестана (Б. Шеболдаев, Г. Далгат и др), оставшихся на свободе, перебралась в Баку и с помощью бакинских большевиков развернула работу по подготовке трудящихся Дагестана к новому выступлению против Деникина. В это время Т. Ф. Головина со своей сестрой О. Головиной стали связными между Баку и подпольщиками в Дагестане. (6) Эти обстоятельства могли связать двух женщин с юной Тату Булач.

Молодая женщина в горчичном пальто, опирающаяся на спинку стула сидящей за столом горянки и перекликающаяся взглядом с говорящей, может быть младшая Головина – Ольга Федоровна, к тем порам уже вместе с Тату Булач заведующая отделом работниц и крестьянок.

Горянки, сидящие за столом, могут быть организаторы женотделов в Дербенте, Порт-Петровске, Темир-Хан-Шуре, Хасавюрте, Кумухе и Гунибе - Патимат Омарова, Изумруд Алжэнбекова, Умият Абдулгалимова, Муминат Кизи. Очень велик соблазн предположить, что женщина в коричневом (черном) справа – это Аминат Гаджиева из села Цовкра Лакского района, но это не точно…

Рядом с ней в глубине группы в синем платье девушка со стрижкой очень может быть той самой Анной Махарадзе.

О чем говорили легендарные женщины Дагестана с легендарной основательницей Коммунистической партии Германии и борцом за права женщин, которые сейчас для нас привычная норма? Дагестанки могли рассказать о своей дореволюционной жизни, о злоключениях и потерях гражданской войны… Об этом можно почитать в первой части С. Ш. Гаджиевой, А. Г. Мелешко «Ж Е Н Щ И Н Ы СОВЕТСКОГО ДАГЕСТАНА» 1960 г. (6), только запасайтесь не носовыми платками, а полотенцами… Клара Цеткин могла рассказать о взглядах Коммунистической партии на экономическое, политическое, образовательное равноправие женщин, о воспитательных, педагогических и медицинских проблемах и перспективах их решений…(8)

Автор картины Магомед Каир-Магома Юнусилау (Юнусов) (1907-1975) родился в селе Нижние Казанище, однако род происходит из села Ахатль. С 1917 года учился в Нижнеказанищенской школе, а после окончания переехал в Темир-хан -Шуру, где в 1924 году стал жестянщиком на Буйнакском консервном заводе. Молодого парня в 1925-26 году посылают на учебу в советской партийной школе в Дербенте, где заметили его способности к рисованию и в 1928-30 годах обеспечили учебу в Московском едином художественном рабфаке, а вскорости и обучение в архитектурно-строительном рабфаке ВАСИ в Москве в 1930-31 годах. В период обучения Моссовет поручил группе художников, в состав которой был включен и Магомед Юнусилау, оформление Преображенской площади, кинотеатра «Ударник» и автозавода им. Сталина к 1 Мая в Москве, за что весь состав был награжден премиями и дипломами. (9, 10, 11)

В 1931 году художник возвращается в Дагестан, где уже в 1932 году отправляется совместно с Д. Атаевым, А. Аджаматовым, Р.Фатуевым, М-А Джемалом, Ю.Моллаевым в Художественно-литературную экспедицию «Культсанштурм» в горные районы Дагестана, организованную нарком-просом ДАССР. В период 1932-38 годов работает на различных организационно художественных должностях в газетах «Колхозчу» в Буйнакске и «Дагестанская правда». С 1938-1940г. руководил и преподавал в изостудии в доме пионеров. В 1938 г. лучшие работы студийцев были отобраны и представлены на выставке детского творчества. (9, 10, 11)

В бытность молодым активистом на Буйнакском консервном заводе (не зря же его скоро отправят в партшколу, а там и в Москву), он, вероятно, мог присутствовать и на городской площади, алевшей красными галстуками, где состоялся большой митинг городских пионерских, комсомольских руководителей Буйнакска и Клары Цеткин, и на «автопати» немецкой коммунистки и активисток горских женсоветов в комнатке буйнакского дома… Эти воспоминания, или способность реконструировать последующие события, помогли уже получившему образование художнику, руководителю изостудии, в 1940 году создать картину о встрече Клары Цеткин с женщинами, менявшими облик Дагестана.

Картина не требовала какой-либо сложной реставрации. Всего лишь аккуратное удаление поверхностных загрязнений, восполнение нескольких проколов, подведение реставрационных кромок, ремонт подрамника… Сейчас полотно возвращено зрителю и может быть представлено в экспозиции.

Кстати, подрамник у картины оказался не просто пазово-шиповой, со скосами, фасочками и пазами для клиньев, но и такой, какой сейчас называют МОДУЛЬНЫЙ, еще до того, как это стало маркетинговым мейнстримом на плейсмаркетах. Реставратору живописи в музеях, на земле, часто приходится изготавливать подрамники самому, осваивать основы плотницко-столярного ремесла, соблюдая все стандарты и реставрационно-экспозиционные таблицы. Из почтения к безвестному мастеру, к качеству его работы, подрамник был тщательно перешлифован наждачной бумагой, дополнен крестовиной и воссоединен с отреставрированной картиной о поездке Клары Цеткин в Дагестан.

Реставратор Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи Самарская (Алиева) Анна

1. Книги Поступлений Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи

2. «Музеи Дагестана в годы Великой Отечественной Войны» Иниева З. (Тикаева З.)

3. https://biography.wikireading.ru/286577

4. «Дочери Дагестана» Булач Гаджиев ИД «Эпоха» 2012

5. Махарадзе, Анна Харитоновна. Букварь: Учебник рус. яз. для подготовит. классов даг. нерус. школ с рус. яз. обучения / А. Х. Махарадзе ; Худож. Л. Карюков. - 6-е изд. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. - 192 с.: ил.; 22 см. https://search.rsl.ru/ru/record/01007020160

6. С. Ш. Г аджиева, А. Г. Мелешко «Ж Е Н Щ И Н Ы СОВЕТСКОГО ДАГЕСТАНА» «ДАГЕСТАНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО» Махачкала 1960 г. https://instituteofhistory.ru/media/library/publication/files/%D0%93%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%A1.%D0%A8._%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE_%D0%90.%D0%93._%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0._-_%D0%9C%D0%B0%D1%85_UQdVbUk.pdf

7. Тату Булач. Письмо молодежи Дагестана Ленину. «Из истории комсомола в Дагестане (1920—1925 гг.)». Сборник документов и воспоминаний, составитель С. Умаханов, 1960,

8. Воспоминания о Ленине [Клара Цеткин] (fb2) https://coollib.net/b/143230-klara-tsetkin-vospominaniya-o-lenine

9. https://dagmuzey.ru/events/2023-05-04-o-zhizne-i-tvorchestve-narodnogo-hudozhnika-dagestana-magomeda-kaira-yunusilau

10. «Светские и советские начала в изобразительном искусстве Дагестана/ о первых художниках Дагестана…/» Джамиля Дагирова, член СХ РФ, Член AIS https://ais-art.ru/de/2011-01-26-19-02-06/2011-01-26-19-02-45/arkhiv-prezhnikh-let/2020/239-2011-01-21-10-03-12/--2011110/2577-2011-12-29-08-21-25.html

11. «Будни музеев Дагестана в годы Великой Отечественной войны» Иниева З.Д. https://cyberleninka.ru/article/n/budni-muzeev-dagestana-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer