В одной из предыдущих статей комментарии навели меня на идею этой статьи.
Большинство людей даже не замечают, что они живут в детской позиции (далее по тексту - ДП), и осуждают тех, кто говорит о каких-то правилах жизни, протестуют.
В сорок+ лет признать, что ты еще ребенок, и пора бы повзрослеть - сложно.
Жить всю жизнь, ориентируясь на опыт родителей, а потом пойти начать получать свой опыт в определенном возрасте становится страшно.
Но, если пойти в свой рост, можно обрести много плюшек в виде здоровых отношений, настоящей дружбы и, наконец - денег.
Да, это сильно влияет, потому что детям секс и деньги не нужны.
Так что если вы по возрастным меркам взрослый, но еще бедны и без отношений - это красный маркер того, что вы еще где-то не повзрослели.
Чтобы дать ответ на вопрос, а что же такое детская позиция, я хочу обратиться к возрастной психологии периода с нуля до 18 лет.
И так, есть несколько периодов:
1. Дошкольных возраст:
младенчество. Период, когда ребёнок не способен выжить без значимого взрослого, который о нем заботиться. В этом возрасте ребёнок очень зависим. Его настроение, его состояние сильно зависит от заботы и настроения матери. Конечно, это состояние длиться дольше, чем просто младенчество, но в этот период оно ощущается острее всего.
- На этом примере, хочу сказать, что любовная зависимость, когда взрослый человек не представляет свою жизнь без другого - это детская позиция. Если, когда рядом нет второй половинки, вы ощущаете тревожность, то да, это напоминает младенца, который остро реагирует, когда нет рядом мамы.
Конечно, в данном случае данный вид ДП - результат детской травмы, но тем не менее, факт остается фактом. Если вы испытываете тревожность, скуку и боль, пока ваш партнер не с вами, а там, например, с друзьями, на работе и т.д. - вы в роли ребенка. Партнер тут чаще всего - в роли родителя, который своим присутствием закрывает какие-либо ваши дефициты.
- кризис 3хлет (3 - 7 лет) - когда ребенок инициативен, учиться делать "всё сам", доказывая себе и миру, что он может сам. Взрослый человек, когда можно кому-то делегировать задачу - делегирует. Если он что-то не может - он признает это и просит о помощи. Не стыдно просить о помощи.
Но часто многие "взрослые" делают все сами из чувства, якобы "гордыни".
В семье мама тянет САМА весь дом - показатель детской позиции.
Женщина САМА идет чинить шкаф, когда можно мужа попросить или же кого-то нанять. И все это самостоятельно делается с посылом "я и без вас справлюсь, вы мне не нужны" - с ноткой обиды, гордыни и злости.
Еще этот период сопровождает чувством вины.
Чтобы не случилось, в этот период, ребенок часто берет вину на себя.
Даже , если его никто не обвиняет. Родители ругаются - ребенок чувствует свою вину, мама устала - ребенок чувствует свою вину.
И такая черта часто встречается у "взрослых". Заблаговременно обвинить себя, показать свою виноватость, чтобы никто не обвинил.
Характерные признаки для этого возраста - негативизм, упрямство, непослушание, протест, истерики.
Как у взрослого эти признаки проявляются?
Упрямство "назло". Вы знаете, например, что вы не правы, но продолжаете спорить и настаивать на своем, чтобы показать свою значимость, и не показать свою слабость или глупость. Протест - когда есть правила какие-то, например дресс-код, а вы их нарушаете. Или же вам кто-то сказал , что вы что-то не сможете, а вы берете и НАЗЛО делаете. Не потому что вам это надо, сюда приведет ваш успех и т.д., а потому что вы это делаете, чтобы кому-то, вопреки чьему -то мнению, что-то доказать.
Пишите в комментарии, кому это знакомо.
2. Школьный возраст
- 7-12 лет - смена деятельность с игровой на учебную, появление новой социальной роли в жизни школьника, необходимость стать частью нового коллектива, новые обязанности. Необходимость адаптироваться под новый строй жизни сопровождается страхом ошибиться, сделать что-то не так. Все это ведет к неустойчивой самооценке. Характерные признаки - негативизм, заносчивость, неадекватная самооценка, конфликтность, расширение границ своих прав.
Тут чаще всего во взрослую жизнь с собой забирают неадекватную самооценку, конфликтность и неадекватное качание своих прав. Последнее чаще всего сопровождается просто криками и спорами "я имею право", как будто нужно чтобы в этом кто-то поддержал, кто-то услышал, а на деле поведение из-за неадекватной самооценки говорит о том, что внутри себя человек ощущает маленьким и без прав.
3. Переходный возраст.
12-14 лет.
Признаки:
- Осознание половой принадлежности и сексуальности.
- Есть 2 понятия: сексуальность и сексапильность. В этом возрасте часто сексуальность показывается через внешние признаки. Сексапильная одежда (чересчур что-то обтягивающее, вырезы), яркий макияж, перебор в ногтях, и т.д. Отсутствие понимания что сексуальность - это внутреннее состояние, это энергия, а не внешний вид.
И вот есть две взрослые женщины: одна может просто и со вкусом одета, но это изысканно, и чувствуешь какое-то притяжение, обаяние, и вторая -
в обтягивающей одежде там, где это не уместно, с ногтями "вырви глаз", "барби" вид, но без вкуса.
- необходимость самоутвердится. Как часто это делается за счет других. Понаблюдайте как часто это делаете вы, или как часто вы это наблюдаете. Мама самоутверждается за счет детей, муж за счет жены, начальник за счет подчиненных, одна подруга за счет другой. Через сравнение. через угнетение, и т.д.
- перепады настроение, отсутствие контроля над своими эмоциями и реакциями, агрессивность, максимализм. Все делится на черное и белое, все либо в розовых очках, либо все ужасно и неприемлемо.
Но и конечно, во все возраста - перепутаны понятия вины и ответственности. Вместо умения брать на себя ответственность и отвечать за свои ошибки самостоятельно, часто присутствует самобичевания "это моя вина" или же перекладывание её на кого-то. Это не сильно связано с самой возрастной психологией, это скорее последствия воспитания. Но тем не менее, это пожалуй главный показатель взрослости. Я - есть причина того, что есть или чего нет в моей жизни, вместо "Муж виноват, учителя виноваты, государство виновато. да подруга сама виновата, и так далее". Продолжать можно бесконечно.
Все "взрослый дети" живут с ориентиром на мнение родителей, бояться их осуждения и не понимания, отождествляют себя с их опытом и травмами, испытывают не просто чувство долга, но и чувство вины за болезни и несчастья тех, кто подарил жизнь. Если родителям плохо, то быть счастливым как-то не очень.
Быть взрослым - значит брать на себя ответственность за свой поступки, за свое образование (а не что дали родители, тем и довольствуюсь), за выбор работы, супруга, воспитание детей, за то, сколько зарабатываешь, какое у тебя здоровье и внешний вид, брать ответственность за свое состояние и свои мысли, понимать, что у других ответственность за них, не брать на себя ответственность за мужа, родителей и друзей. Быть взрослым - жить свою жизнь в соответствии со своими ценностями, а не ценностями родителей.
Ну и конечно, взрослые, в отличие от детей - не обижаются. Обижаются только дети. Сейчас поясню⬇️
Когда вы обижаетесь на кого-то, вы переносите ответственность за свои чувства на другого человека. Если вам обидно, это ваше чувство, которое имеет свои причины, а значит и разбираться с этим причинами вам самим. Почему вам обидно? Кто-то нарушил ваши границы и нахамил? Но так ваши границы - это ваша ответственность. Или вы ожидали, что парень вас встретит после работы, а он не встретил? Это тоже ваша ответственность. Вы стали ожидать чего-то, что вам не обещали, а если вам кажется, что вас не ценят, то ваша самооценка тоже ваша ответственность, а другие это транслируют вам.
Вот, что значит ответственность за свои чувства и эмоции.
Если было полезно и занимательно - пиши комментарий и не забывай подписаться. Тут все для вашего роста.
Запись на первую бесплатную консультацию в телеграм @luchinskaya_natalya.
Подписывайся на мой телеграм канал