Отношения с заказчиком желательно выстраивать таким образом, чтобы клиент стал не «первыми и последним», а постоянным!
С чего обычно начинается сотрудничество? Предлагаю сегодня разобрать этапы работы, о которых должен быть осведомлен не только дизайнер, но и заказчик. Все этапы сотрудничества отнимают достаточно много времени, физических и моральных сил, - к этому нужно быть готовым, чтобы сотрудничество получилось продуктивны во всех смыслах слова. Это нормально.
Ненормально, когда дизайнер ничего не спрашивает и сразу озвучивает стоимость работы. Так же ненормально, когда заказчик спрашивает стоимость оказания услуги, не рассказав обо всех нюансах проекта, и совершенно не слышит или не хочет отвечать на вопросы дизайнера. Здесь больше минусов для дизайнера, ведь в спешке, не ознакомившись с технической стороной проекта, можно упустить много главных деталей, прогадать со сроками выполнения задачи, продешевить с оценкой стоимости проекта.
Моя работа с клиентом строится поэтапно:
1. Знакомство с самим проектом, с технической стороной задачи. На этом этапе заказчик должен быть готов к тому, что вопросов по задаче может быть много, очень много. И это нормально. Так мы знакомимся с техническими параметрами, с пожеланиями и видением клиента, обретаем понимание, что нужно клиенту, в какие сроки, на какой бюджет ориентируется наш заказчик.
2. Заполнение брифа. Бриф - неотъемлемая часть комфортного сотрудничества дизайнера/иллюстратора с заказчиком. Что он из себя представляет? Это документ, инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. Есть готовые образцы брифов, которые можно скачать в интернете и подогнать под задачу, либо дизайнер сам может составить бриф по своему усмотрению. Вид брифа будет меняться в зависимости от нашей задачи.
Так же, если вы не готовы заморачиваться с word-скими файлами, можно просто составить ряд вопросов по проекту и отправить заказчику в электронном письме с просьбой прислать ответы до определенной даты и времени.
Если заказчик затрудняется отвечать в письме на какие-то вопросы,а вам нужно получить от него ответ, попробуйте уточнить нюансы по телефону, прописав все в документе, и предоставив документ в последующем на подпись «согласовано». Для чего это делается? Бриф убережет вас от неожиданно изменившегося желания клиента. Например, вас попросили разработать бренд-персонажа - кота, но в ходе работы заказчику привиделся не кот, а бегемот, и он просит вас за ту же стоимость и сроки, переделать эскиз, либо - вообще готовую работу и тп.
3. Предоплата 30-50%. Не надо работать без предоплаты. Никогда. Ни с кем! Будь то ваш лучший друг, брат зятя, сват, кум - бизнес есть бизнес, да и деньги «любят счет». Я заранее говорю заказчику о том, что работаю по предоплате с возможностью заключения договора авторского заказа.
Почему 50%? Это стимул, как для дизайнера, так и для клиента. Для дизайнера- стимул начать работу, гарантия, что клиент подходит к сотрудничеству добросовестно, а для клиента - это гарантия, что сотрудничество началось и дизайнер вовремя приступит к работе.
Можно ли разбивать предоплату? Я так делаю, если намечается большой проект, а с заказчиком мы работаем впервые. Например, нужно нарисовать 20 иллюстраций. Сумма озвучена большая, а вы с клиентом еще не уверены, сработаетесь или нет, тогда лучше всего брать предоплату не за весь проект, а за каждый реализованный этап работы, либо за каждую отрисованную иллюстрацию. Так будет спокойнее и клиенту, и вам.
4. Заключение договора. Есть разные виды договоров. Какой именно вы решите заключить с заказчиком - будет зависеть от ваших целей. Типовой - договор авторского заказа.
5. Отрисовка эскизов. Я рисую эскизы схематично, заранее об этом говорю клиенту, либо подкрепляю свои речи примерами «эскиз - готовая работа». Детального эскиза не делаю, если работаю с чистовым контуром. Это, что касается иллюстрации.
6. Отрисовка в контуре (иллюстрация). /Разработка дизайна макетов.Что касается иллюстрации, - я согласовываю с заказчиком каждый этап работы, чтобы на начальных этапах минимизировать недочеты, внести правки и не переделывать в конце проекта всю иллюстрацию с нуля. В дизайне - разрабатываю от 2-3 вариантов дизайна в зависимости от задачи. Об этом, между прочим, тоже нужно говорить в начале работы, чтобы для клиента не было шоком,почему вы не сделали 10 вариантов, которые он себе нафантазировал.
Далее речь пойдет о работе с иллюстрацией, так как в дизайне не такой долгий путь согласования.
7. Согласование иллюстрации в контуре.
8. Отрисовка иллюстрации в цвете.
9. Согласование макета в цвете. Здесь при необходимости мы можем внести правки касаемо цвета, либо утвердить понравившийся вариант.
10. Отрисовка в объеме (свет, тени, блики).
11. Согласование макета в объеме.
12. Доработка макета и окончательное согласование. Что сюда может входить? Дополнительная детализация изображения, эффекты, верстка, дизайн (все дополнительные работы должны быть оговорены в начале сотрудничества, вписаны в утвержденные сроки и включены в общую стоимость оказания услуги).
13. Доплата 50%. Вот он тот самый приятный момент, когда работа проделана, все согласовано, довольны и вы, и заказчик.
14. Отправка заказчику макета архивом или ссылкой по электронной почте в нужном формате: ai, cdr, eps, tiff, png, psd и др.
Работа завершена, в теле - легкая ломота и приятная усталость, осталось поблагодарить друг друга за сотрудничество и проделанную совместную работу!
Друзья, у вас возникали сложности с установкой контакта с клиентом? Например, на этапе брифа или предоплаты? Какой из этапов сотрудничества вызывает трудности и почему?Делитесь своим мнением...