Найти тему

Знание – самое главное богатство человека, которое никто не отнимет. Доцент СВФУ Татьяна Назарова

Доцент кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Татьяна Назарова посвятила 60 лет работе в университете. Она рассказала нам о том, с чего начинался ее путь к преподаванию, конкурсе «Пора надежд и грусти нежной», а также поделилась историями из жизни, когда ее особая методика обучения поменяла жизнь студентов к лучшему.

Фото: Мичил ЯКОВЛЕВ
Фото: Мичил ЯКОВЛЕВ

С чего все начиналось

Я родилась в селе Хаптагай Мегино-Кангаласского района 22 января 1944 года. Наша семья довольно крепко связана с университетом. Отец, Егор Николаевич Федоров, был учителем, а мать была домашней хозяйкой, однако во время войны работала в колхозе, пахала землю наравне с мужчинами.

Детей в семье было пятеро: я, три брата и сестра, которая, к сожалению, умерла в возрасте 26 лет на седьмом месяце беременности. Она тоже была учительницей, преподавала физику в школе. В родном селе я училась до 7 класса, потом в Якутске поступила и окончила школу №2.

Думаю, мою любовь к гуманитарным наукам можно объяснить моей общительностью.

Была общественницей, командиром «звездочки», председателем отряда и совета дружины в Хаптагайской школе. К моменту окончания школы было актуально всеобщее правило: школа – производство – вуз. Мы, пятеро девочек из русскоязычных классов отправились работать. Остальных одноклассников отправили трудиться в Таттинский улус, однако мои родители воспротивились: настояли, чтобы не уезжала далеко от дома. Стала дояркой в совхозе имени Ленина в родном Хаптагае, остальная молодежь ухаживала за молодняком, телятами.

В селе познакомилась с мужем, Тимофеем Васильевичем Назаровым. Свадьба состоялась 12 апреля, и мы переехали в Якутск в 1963 году. В момент нашего знакомства он был физиком, выпускником университета и уже работал в университете аспирантом. В Якутске жили в 7 корпусе в одной маленькой комнате, размером в 9 квадратных метров – это была наша первая квартира. В 1963 году поступила в университет на филологический факультет, но муж заболел и поступил в больницу, где у него выявили туберкулез, поэтому я решила работать и перешла на заочное обучение. Меня приняли на работу в качестве физика-лаборанта без опыта, чтобы помочь нашей семье, за что я им очень благодарна. В 20 лет, в 1964 году, я уже стала матерью. Получила диплом и сразу начала работать в университете.

«Пора надежд и грусти нежной!»

В университете я начала учить слушателей подготовительного отделения, то есть будущих студентов, которые еще работали на производстве. Там я столкнулась с проблемой: слушатели очень плохо говорили по-русски, особенно делали ошибки в предлогах и окончаниях.

Я задумалась, как можно решить эту проблему. Однажды муж где-то прочитал информацию о том, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс учили русский язык по «Евгению Онегину» Александра Пушкина. В результате они овладели русским языком такого уровня, что отправляли письма своим русским друзьям на естественном диалекте. Таким особым методом они выучили еще несколько языков, беря определенные произведения за основу изучения.

Я использовала их опыт и дала задание слушателям подготовительного отделения выучить наизусть первую главу из «Евгения Онегина», чтобы затем они выступили с ней. В конце обучения слушатели писали изложение. Благодаря этой технике, в изложениях у них не было ни одной ошибки на предлоги или окончания. Это было моим первым результатом.

Постепенно я общалась со студентами, так и сложилась программа, что итогом самостоятельной работы студента становится вечер «Пора надежд и грусти нежной!». Впервые такой конкурс мы провели на подготовительном отделении с двумя группами с филологов в 1995 году, тогда я была куратором у математиков. В жюри сидели представители деканата, преподаватели и заведующая подготовительного отделения Тамара Михайловна Михайлова. Она сперва отнеслась к этому скептически, так как вечер подходил больше филологам, а не студентам матфака, но потом поняла: студенты готовятся, учат произведение наизусть. А что еще нужно? Тогда мы победили филологов (смеется). С этого года ежегодно провожу этот праздник.

Сейчас основная нагрузка у меня сконцентрирована на автодорожном факультете СВФУ, где мы с 2006 года ежегодно проводим конкурс. Студенты всегда положительно отзывались о празднике. Студенты громко читают строфы до тех пор, пока не выучат их наизусть. Выясняют значения слов, лексику. Запоминают словосочетания, окончания предлогов. Как сказал величайший ученый Н.И. Жинкин, «Мы запоминаем все правила языка в неявной форме». Моя авторская программа напоминает естественный способ обучения языку любого ребенка. Когда мы учимся говорить, мы подражаем речи своих окружающих (родителей, родственников) без заучивания каких-либо правил. Если ошибаемся, наши родители исправляют. Этот способ мы используем в изучении «Евгения Онегина». Когда студенты читают громко, задействованы все воспринимающие нервы, несколько видов памяти: зрительная, слуховая, артикуляционная.

После чтения вслух студенты должны заполнить бортовой журнал, но это очень трудно, потому что так в школе не работают.

Татьяна Егоровна с детьми: Анной Тимофеевной Набережной и Надеждой Тимофеевной Федоровой, внуком Артемом Набережным
Татьяна Егоровна с детьми: Анной Тимофеевной Набережной и Надеждой Тимофеевной Федоровой, внуком Артемом Набережным

Изменяя судьбы

В этом году меня обрадовала одна ситуация. Один студент захотел выступить с исповедью Онегина перед Татьяной. Перед праздниками мы проводили репетицию, где он выступил довольно слабо. Однако на следующий день, в ораторский вечер, он выступил с монологом без единой ошибки. Все получилось, по словам студента, благодаря прослушиванию аудиоспектакля за одну ночь. Вот так за одни сутки можно измениться! Так что я еще раз убедилась в том, что наш праздник очень полезный.

Удивительно, но одна строфа – это и есть полноценное упражнение по русской речи. Я всегда говорю своим студентам, что в строфах могут иметься те правила, до которых даже не дошли ученые.

К сожалению, занятиям отводится лишь один семестр, поэтому улучшения проходят также благодаря СРС. Когда студенты сдают зачет, они должны сдать письменный отчет по тому, сколько выучили и чему в общем научились за занятия, а также анкету с пожеланиями. Один возрастной студент в анкете написал: «Я стал относится к жизни по-другому». Студенты медицинского и юридического факультетов признались, что надо учить всех студентов первого курса по этой программе, потому что у многих есть языковой барьер. Так программа охватила все факультеты университета.

Вспоминаю, как один студент с Вилюйского района ругался со мной на якутском, мол, зачем ему нужен русский язык. Но по прохождении учебной программы начал довольно хорошо говорить по-русски. Он сдал зачет, и почему-то не уходил. Потом молча протянул руку под столом для рукопожатия со словами: «Спасибо за хорошие уроки» (смеется). Я, конечно, пожала руку в ответ.

За все годы работы в университете я пришла к выводу, что самый консервативный народ – это учителя. Они обучают так, как привыкли, без желания менять что-либо. Тренируют учеников на хорошую сдачу ЕГЭ, однако те выпускаются без особых знаний.

Помню, как у одной студентки в начале семестра в диктанте было 116 ошибок, но в дальнейшем она занималась усерднее и при повторном диктанте в конце семестра я обнаружила у нее лишь четыре ошибки.

Чудеса «Евгения Онегина»

На всю жизнь запоминаются самые разные интересные случаи. Помню, в сентябре одна студентка вышла к доске и не могла прочитать начальные строфы стихотворения, плакала, стеснялась выступать. Однако в декабре она провела «Пору надежд и грусти нежной!» в качестве ведущей перед почти 100 человек!

Еще вспоминаю, как один молодой человек сильно заикался, даже задыхался во время речи. Сердце болело от жалости, когда он говорил. В декабре пришел человек, который вообще не заикается – Пушкин помог. Заик у меня больше не было! (смеется) Тот, кто действительно хочет учиться, добивается всего.

Я спрашиваю студентов, не надоели ли им одни и те же строфы, они отвечают, что нет. Говорят, каждый раз открывают в них нечто новое. Глубина понимания совсем другая, одно произведение Пушкина с каждым занятием раскрывается постепенно. Хотя большинство студентов прекрасно говорят, тем не менее общаться и учиться с Пушкиным ни для кого не будет лишним. Я считаю, что каждый студент получает пользу, тщательно изучая творчество Александра Сергеевича. Это, конечно, помогает в жизни. Как говорил Белинский: «Учиться у Пушкина – это самое главное».

Больше всего я ценю в своей работе то, что я помогаю студентам. Мне нравится работать с ними в сотрудничестве, до сих пор учусь у них, они пишут пожелания в анкетах, делятся своими знаниями в процессе общения.

Были моменты, когда студенты удивляли меня проникновенностью, с которой они читали стихотворение. Даже немного теряюсь от того, с какой душевной полнотой они порой выражают себя. Таких случаев всего два-три, но однажды мой студент так трогательно читал стихи, что мне захотелось, чтобы дверь открылась и вошли его родители, чтобы они увидели своего сына.

Молодому поколению я хочу сказать, чтобы они стремились добывать знания и были богаты ими. Знания – это самое главное богатство человека, которое никто не отнимет.

Автор: Анастасия ДОНСКАЯ