Найти тему
tereca.cherenko

"Железная дорога". О прошлом и настоящем

Сегодня публикую последний, итоговый материал на тему «Железная дорога».

25 ноября 2024 года исполняется 60 лет, как было завершено строительство Западно – Карельской железной дороги. Нынешний год Юбилейный!

Уважаемые железнодорожники, ветераны труда и ныне работающие, благодаря вашему труду, перевозились и перевозятся пассажиры и грузы. Спасибо вам за это!

Хочется перечистить профессии людей, работающих в разные годы на железной дороге: путейцы, водители дрезин, автослесари, автомеханики, мостовики, связисты, механики, электрики, крановщики, трактористы, стропальщики, машинисты тепловозов, помощники машинистов, кондуктора (составители поездов), приёмосдатчики груза и багажа, дежурные по станции, начальники станции, билетные кассиры…

2014 год. Ледмозерские железнодорожники отмечают 50 – летие Западно – Карельской магистрали.

Немного истории

На участке Муезерка – Юшкозеро были сооружены 4 железнодорожные станции: Ледмозеро, Хижозеро, Боровая, Юшкозеро.

В Википедии о станции Хижозеро написано следующее: «Никакого посёлка при станции поначалу не было. Для проживания железнодорожников были построены семь двухквартирных домов и всего одна улица. Также было возведено пассажирское здание. Работал начальник станции, дежурные по станции.

В 1968 году железнодорожники уехали, и их дома заняли работники химлесхоза (добыча живицы), переехавшие из лесоучастка Нюк, находящегося в трёх километрах от станции.

До 1 октября 1969 года контора химлесхоза была в Ругозере, а затем её перевели в Ледмозеро. Работники получили квартиры в Ледмозере, но весь сезон взрослое население работало в лесу, большей частью работали и жили семьями.

Работников станции уже не было: оставался один рабочий, который выполнял всё необходимое. Была также дизельная, водонапорная станция, цистерна с топливом.

В 1971 году посёлок при станции был окончательно покинут. В настоящее время все здания находятся в полуразрушенном состоянии».

-2

Станция Хижозеро. 2018 год.

До 1 октября 2014 года курсировал пригородный поезд сообщением Ледмозеро – Юшкозеро.

В советское время было так: на станцию ежедневно прибывали два пассажирских поезда – один из Петрозаводска (№ 680), другой из Ленинграда (Санкт – Петербурга) (№250) с отцепными плацкартными вагонами. Эти два вагона объединяли, добавляли петрозаводский почтово – багажный вагон, порожние вагоны для юшкозерского леспромхоза. И вновь сформированный состав отправлялся по ветке Ледмозеро – Юшкозеро. Машинисты тепловозов, помощники, кондуктора были наши, ледмозерские. Пассажиров всегда было «под завязку».

Не могу назвать точно дату, но потом стали прикреплять один вагон, в котором ехали пассажиры из Петрозаводска. Те из пассажиров, кто ехал из Санкт – Петербурга, на станции переходили в этот петрозаводский вагон, предварительно приобретя билет в кассе на станции. Сложнее Ленинградским пассажирам было на обратном пути. Разница между их приездом в Ледмозеро и отправлением поезда сообщением Костомукша - Санкт – Петербург была меньше часа, а не у всех были билеты. Им приходилось бежать на станцию покупать билет, а там стояла очередь…

-3

Пассажирский вагон на Юшкозеро

Мои родственники жили в посёлке Боровой, я часто туда ездила, была свидетелем и участником всех этих событий. С ностальгией вспоминаю то время, когда поезд ходил ежедневно. Потом дошло до двух раз в неделю. И вот в 2014 года полностью закрыли сообщение по ветке Ледмозеро – Юшкозеро.

Официальная причина: «Отменён по причине убыточности – дорога здесь не электрифицирована, а тепловозная тяга недёшева». Убыточная дорога, пассажирские перевозки нерентабельны». Хочется спросить, а о людях кто – нибудь подумал?

С 1 января 2022 года на станции Ледмозеро закрыли билетную кассу. Сначала долгое время здесь трудились кассиры: Надежда Андреевна ЮКИНА, Татьяна Станиславовна МАКСИМОВА. Немного поработала Юлия Александровна АКУЛОВА, а последние годы перед закрытием – Ирина Петровна ПОПРОЦКАЯ работала на полставки.

-4

Ирина Петровна ПОПРОЦКАЯ

-5

Расписание работы билетной кассы

-6

Закрытие билетной кассы

Пользуйтесь интернетом… А как быть людям пожилого возраста? Да, можно подойти к начальнику поезда, купить билет. А если нет мест? С сумками возвращаться домой… А если мне надо, предположим, до Воронежа? Начальник поезда не может продать билет на весь маршрут следования. По приезду в Петрозаводск или Санкт – Петербург приобретать билет в билетной кассе?

Столько людям неудобств, а всего – то сэкономили на полставки кассира. Официально это прошло сокращение штатов в АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК).

Вопросы, вопросы, вопросы… Навряд , ли кто – то даст на них ответ.

Извините мою излишнюю эмоциональность. А пишу об этом, потому что я не посторонний наблюдатель, живу здесь 57 – й год. Меня, как и всех жителей посёлка, эти изменения не в лучшую сторону касаются лично.

Теперь о хорошем, позитивном.

С 15 июня 2022 года запущен первый рельсовый автобус «Орлан» по маршруту Лендеры – Суккозеро - Костомукша. Он курсирует два раза в неделю, по понедельникам и средам. Этот маршрут выбран исходя из потребностей населения посёлков Муезерского района.

-7

Рельсовый автобус «Орлан» в Ледмозере 15 июня 2022 г.

15 июля 2022 года состоялся запуск первого рельсового автобуса «Орлан» по направлению Костомукша – Кочкома - Беломорск. Курсирует он четыре раза в неделю, но только летом. Если точнее, то по информации ОАО «РЖД» маршрут введён до 30 сентября. Наверно, это оправдано. Осенью поток пассажиров обычно снижается.

-8

Рельсовый автобус «Орлан» в Костомукше 15 июля 2022 г.

-9

В салоне рельсового автобуса «Орлан»

-10

Так выглядел железнодорожный билет в советское время

-11

Валерий Фёдорович ЖАЛОБА. Строительство разъезда 24 км

-12

На станции Юшкозеро. 2 – й ряд слева направо: ?, Юрий Анатольевич АГЕЕВ, Александр ДАВЫДОВ, ?, Михаил Александрович ЗОЛОТАРЁВ

-13

Владимир Александрович КАЛОША

-14

Слева направо: Юрий Анатольевич АГЕЕВ, Сергей ГОЛОВИН

-15

Путейцы

-16

2009 год. Александр Петрович МИСЛИВЦЕВ проводит экскурсию для учащихся местной школы. Он наглядно показал, как опасно находиться на железнодорожных путях, приближаться к стрелочным переводам, когда дежурная по станции автоматически переводит стрелку.

-17

Пассажирский поезд на станции Ледмозеро. 2020 год.

-18

Станция Ледмозеро. Январь 2024 г.

-19

Станция Ледмозеро. Пост ЭЦ

-20

Станция Ледмозеро. Вокзал

-21

Станция Ледмозеро. Вокзал

-22

Вырезка из республиканской газеты «Ленинская правда». Может быть, кому – то интересно будет почитать о железнодорожной ветке Ледмозеро – Костомукша. В заметке упоминаются фамилии мастера пути В. П. ЧУДНОВСКОГО и бригадира пути Э. И. ТОЛЛЫ – наших односельчан.

Профессия железнодорожника всегда пользовалась заслуженным уважением и почётом. И сегодня она объединяет односельчан, которые своим трудом обеспечивают перевозку пассажиров и грузов.

Ледмозерские железнодорожники! Желаю вам профессиональных успехов, здоровья и семейного благополучия.