Сегодня публикую последний, итоговый материал на тему «Железная дорога».
25 ноября 2024 года исполняется 60 лет, как было завершено строительство Западно – Карельской железной дороги. Нынешний год Юбилейный!
Уважаемые железнодорожники, ветераны труда и ныне работающие, благодаря вашему труду, перевозились и перевозятся пассажиры и грузы. Спасибо вам за это!
Хочется перечистить профессии людей, работающих в разные годы на железной дороге: путейцы, водители дрезин, автослесари, автомеханики, мостовики, связисты, механики, электрики, крановщики, трактористы, стропальщики, машинисты тепловозов, помощники машинистов, кондуктора (составители поездов), приёмосдатчики груза и багажа, дежурные по станции, начальники станции, билетные кассиры…
2014 год. Ледмозерские железнодорожники отмечают 50 – летие Западно – Карельской магистрали.
Немного истории
На участке Муезерка – Юшкозеро были сооружены 4 железнодорожные станции: Ледмозеро, Хижозеро, Боровая, Юшкозеро.
В Википедии о станции Хижозеро написано следующее: «Никакого посёлка при станции поначалу не было. Для проживания железнодорожников были построены семь двухквартирных домов и всего одна улица. Также было возведено пассажирское здание. Работал начальник станции, дежурные по станции.
В 1968 году железнодорожники уехали, и их дома заняли работники химлесхоза (добыча живицы), переехавшие из лесоучастка Нюк, находящегося в трёх километрах от станции.
До 1 октября 1969 года контора химлесхоза была в Ругозере, а затем её перевели в Ледмозеро. Работники получили квартиры в Ледмозере, но весь сезон взрослое население работало в лесу, большей частью работали и жили семьями.
Работников станции уже не было: оставался один рабочий, который выполнял всё необходимое. Была также дизельная, водонапорная станция, цистерна с топливом.
В 1971 году посёлок при станции был окончательно покинут. В настоящее время все здания находятся в полуразрушенном состоянии».
Станция Хижозеро. 2018 год.
До 1 октября 2014 года курсировал пригородный поезд сообщением Ледмозеро – Юшкозеро.
В советское время было так: на станцию ежедневно прибывали два пассажирских поезда – один из Петрозаводска (№ 680), другой из Ленинграда (Санкт – Петербурга) (№250) с отцепными плацкартными вагонами. Эти два вагона объединяли, добавляли петрозаводский почтово – багажный вагон, порожние вагоны для юшкозерского леспромхоза. И вновь сформированный состав отправлялся по ветке Ледмозеро – Юшкозеро. Машинисты тепловозов, помощники, кондуктора были наши, ледмозерские. Пассажиров всегда было «под завязку».
Не могу назвать точно дату, но потом стали прикреплять один вагон, в котором ехали пассажиры из Петрозаводска. Те из пассажиров, кто ехал из Санкт – Петербурга, на станции переходили в этот петрозаводский вагон, предварительно приобретя билет в кассе на станции. Сложнее Ленинградским пассажирам было на обратном пути. Разница между их приездом в Ледмозеро и отправлением поезда сообщением Костомукша - Санкт – Петербург была меньше часа, а не у всех были билеты. Им приходилось бежать на станцию покупать билет, а там стояла очередь…
Пассажирский вагон на Юшкозеро
Мои родственники жили в посёлке Боровой, я часто туда ездила, была свидетелем и участником всех этих событий. С ностальгией вспоминаю то время, когда поезд ходил ежедневно. Потом дошло до двух раз в неделю. И вот в 2014 года полностью закрыли сообщение по ветке Ледмозеро – Юшкозеро.
Официальная причина: «Отменён по причине убыточности – дорога здесь не электрифицирована, а тепловозная тяга недёшева». Убыточная дорога, пассажирские перевозки нерентабельны». Хочется спросить, а о людях кто – нибудь подумал?
С 1 января 2022 года на станции Ледмозеро закрыли билетную кассу. Сначала долгое время здесь трудились кассиры: Надежда Андреевна ЮКИНА, Татьяна Станиславовна МАКСИМОВА. Немного поработала Юлия Александровна АКУЛОВА, а последние годы перед закрытием – Ирина Петровна ПОПРОЦКАЯ работала на полставки.
Ирина Петровна ПОПРОЦКАЯ
Расписание работы билетной кассы
Закрытие билетной кассы
Пользуйтесь интернетом… А как быть людям пожилого возраста? Да, можно подойти к начальнику поезда, купить билет. А если нет мест? С сумками возвращаться домой… А если мне надо, предположим, до Воронежа? Начальник поезда не может продать билет на весь маршрут следования. По приезду в Петрозаводск или Санкт – Петербург приобретать билет в билетной кассе?
Столько людям неудобств, а всего – то сэкономили на полставки кассира. Официально это прошло сокращение штатов в АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК).
Вопросы, вопросы, вопросы… Навряд , ли кто – то даст на них ответ.
Извините мою излишнюю эмоциональность. А пишу об этом, потому что я не посторонний наблюдатель, живу здесь 57 – й год. Меня, как и всех жителей посёлка, эти изменения не в лучшую сторону касаются лично.
Теперь о хорошем, позитивном.
С 15 июня 2022 года запущен первый рельсовый автобус «Орлан» по маршруту Лендеры – Суккозеро - Костомукша. Он курсирует два раза в неделю, по понедельникам и средам. Этот маршрут выбран исходя из потребностей населения посёлков Муезерского района.
Рельсовый автобус «Орлан» в Ледмозере 15 июня 2022 г.
15 июля 2022 года состоялся запуск первого рельсового автобуса «Орлан» по направлению Костомукша – Кочкома - Беломорск. Курсирует он четыре раза в неделю, но только летом. Если точнее, то по информации ОАО «РЖД» маршрут введён до 30 сентября. Наверно, это оправдано. Осенью поток пассажиров обычно снижается.
Рельсовый автобус «Орлан» в Костомукше 15 июля 2022 г.
В салоне рельсового автобуса «Орлан»
Так выглядел железнодорожный билет в советское время
Валерий Фёдорович ЖАЛОБА. Строительство разъезда 24 км
На станции Юшкозеро. 2 – й ряд слева направо: ?, Юрий Анатольевич АГЕЕВ, Александр ДАВЫДОВ, ?, Михаил Александрович ЗОЛОТАРЁВ
Владимир Александрович КАЛОША
Слева направо: Юрий Анатольевич АГЕЕВ, Сергей ГОЛОВИН
Путейцы
2009 год. Александр Петрович МИСЛИВЦЕВ проводит экскурсию для учащихся местной школы. Он наглядно показал, как опасно находиться на железнодорожных путях, приближаться к стрелочным переводам, когда дежурная по станции автоматически переводит стрелку.
Пассажирский поезд на станции Ледмозеро. 2020 год.
Станция Ледмозеро. Январь 2024 г.
Станция Ледмозеро. Пост ЭЦ
Станция Ледмозеро. Вокзал
Станция Ледмозеро. Вокзал
Вырезка из республиканской газеты «Ленинская правда». Может быть, кому – то интересно будет почитать о железнодорожной ветке Ледмозеро – Костомукша. В заметке упоминаются фамилии мастера пути В. П. ЧУДНОВСКОГО и бригадира пути Э. И. ТОЛЛЫ – наших односельчан.
Профессия железнодорожника всегда пользовалась заслуженным уважением и почётом. И сегодня она объединяет односельчан, которые своим трудом обеспечивают перевозку пассажиров и грузов.
Ледмозерские железнодорожники! Желаю вам профессиональных успехов, здоровья и семейного благополучия.