Найти тему

EQ: ЭМОЦИИ В ТАНЦЕ

Талия Чайковская
Талия Чайковская

«Девушки в шикарных платьях, мужчины в костюмах с иголочки – ни горячо, ни холодно, никакой химии? Партнеры-призраки с формами Геркулеса, которые идеально тянут носок, улыбку; прима-балерины соцтанцпола: точеная фигура, манеры, изящество; огненные сальсеро с горящими глазами – а коннекта нет?

Даже хореографы, в совершенстве владеющие своим телом, но абсолютно безэмоциональные – явление нередкое. Иногда это проблема выгорания, иногда – личное. В социальных танцах часто это вопросы зажатости и доверия - возможно, небезосновательные, но, как и другие психологические барьеры, они мешают получать удовольствие от жизни».

Кто-то годами работает над техникой, учится выражать любовь, страсть, злость, грусть, печаль, радость через тело – а нотки фальши, все же, присутствуют. И заказав продукт с курсом «здесь и сейчас», безусловно, его получаешь. Однако не пропустив движения, музыку, текст через себя, рискуешь застрять в имитации «суррогатных эмоций».

Партнер это считывает: нет отклика, много фарса. Что очевидно: несогласованность в ведении, отсутствие диалога – каждый разговаривает сам с собой, и так далее. Как правило, это следствие дисбаланса, внутреннего и внешнего, конфликт.

Как с этим работать? Техник для работы с эмоциями множество. Есть даже вариант абстрагированности, который, напротив, учит их отпускать вместе с потоком мыслей. Но это не наш метод. Не сегодня.

Метод саморегуляции через тело – вот наш. В некоторых духовных практиках используют эмоциональную энергию, направляя ее силу на движение по пути развития. В танцевально-двигательной терапии – акцент на погружение, проживание через цепочку «восприятие-переживание-осмысление-действие». Чувственная информация проходит определенный путь прежде, чем выстраивается в картину через движение.

АЛФАВИТ. Нет инструментов – нет танца. Поэтому фишки, которые изучаются в упакованном продукте особенно важны. Это как общение, вербальное и невербальное: ребенок рождается, учится проявляться, считывать эмоции, зеркалит, сосредотачивается на своих чувствах, изучает алфавит, слова, образы, и только потом разговаривает вербально, формулируя более правильно информацию, которую он хочет донести до окружающих.

Также в импровизации. Тебе дали определенный продукт, танцевальную связку. Изучил, отработал. Начинается другой этап: проявление себя на базе имеющихся знаний.

При правильном подходе методы саморегуляции способствуют обретению эмоциональной стабильности. Если результат обратный - надо копать глубже, изучать индивидуальные факторы: несоответствие танца внутренним ощущениям, несогласованность настроений и так далее.

Задача: поиск баланса в динамике, контакта с собой и окружающим миром, учитывая его природу и реальные возможности. Разному настроению - определенный стиль, которых предостаточно на любой вкус, но есть универсальные и более популярные, в зависимости от запроса.

ЭМПАТИЯ. Важно не просто показать себя, но и выстроить коммуникацию. Социальные танцы - такой же инструмент общения, как и любой другой язык, где помимо оттачивания грамотности желательно прочитать несколько томов отечественной и зарубежной литературы, написать множество сочинений и диктантов, выучить несколько стихов, чтобы цитировать партнерше, пока вспоминаешь, как шагать в «деликено» - и практика, практика, практика.

Так как целью коммуникации является удовлетворение потребностей обеих сторон, важна двусторонняя направленность взаимодействия - как донести свою точку зрения, так и услышать партнера.

Важно задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» и «Что хочу донести до собеседника?», услышать его историю. Такой формат общения позволяет проявлять взаимную эмпатию, выстраивать равносторонний диалог – как в танце, так и в любой другой сфере, так основанный на искренности и открытости.

На сегодняшний день есть множество классификаций эмоций и потребностей: по А.Маршаллу, А.Маслоу. Особенно свеж «Метод ненасильственного общения» Маршалла Розенберга. Списки чувств и потребностей удобны для изучения, книга вышла не так давно, поэтому наиболее актуальна. Благодаря комплексному подходу через понимание себя можно не только стать хорошим танцором, но и повысить уровень жизни в целом.

Для более качественного выстраивания взаимодействия есть целый комплекс практик из области психологии, хореографии, актерского мастерства, который мы подробно разбираем на интенсивах.

Талия Чайковская, из интенсива «EQ: ЭМОЦИИ В ТАНЦЕ»

О доверии, характере движений - в других материалах.