В феврале 2004 года Президент РФ Владимир Путин отправляется в законный отпуск. Но через несколько дней Путин внезапно возвращается в Москву и снимает с должности Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова* (* — здесь и далее по тексту — иностранный агент).
По Москве поползли зловещие слухи: Касьянов* хотел устроить государственный переворот вместе с Борисом Немцовым и олигархом Березовским, но директор ФСБ Патрушев предупредил Путина и тому пришлось действовать на упреждение.
В начале 2004 года заканчивался первый президентский срок Владимира Владимировича. Но уже тогда он был полон решимости оставаться на этом посту и далее. В марте должны состояться очередные президентские выборы, но Владимир Владимирович за них спокоен. К тому времени разгромлены все телевизионные каналы, критикующие и высмеивающие власть и лично Президента, спорить и апеллировать больше некому. Кремль подпирал прирученный Парламент.
Тем более, судьба благоволила Владимиру Владимировичу. Путину удалось успешно закончить 2-ю чеченскую войну и разрешить кризис власти этой северо-кавказской республики, усадив в руководство бывших боевиков. Да и экономика России росла рекордными темпами. Президент пользовался поддержкой у населения, остальные кандидаты не представляли из себя ничего серьезного.
Михаил Касьянов* занимал пост Председателя Правительства РФ с 2000 по 2004 г. И этот период оценивался экономистами, как один из наиболее продуктивных в истории современной России. Среднегодовые темпы роста ВВП составили 6,8%, что способствовало быстрому росту доходов населения.
Если в 2000 году количество бедных составляло 42 миллиона, то в 2004 году эта цифра снизилась до 24 млн. Золотовалютные резервы ЦБ выросли с 33 млрд долларов до 87 млрд. И это при цене нефти в 20-25 долларов за баррель, что по нынешним меркам совершенно не мыслимо. Да, экономику России еще контролировали МВФ и прочие зарубежные фонды, связав руки процентами и своими кабальными условиями, но Путин уже задумывался о ее суверенитете.
Однако, отношения Путина и премьера Касьянова испортились еще осенью 2002 года. Касьянов* оказался слишком либеральным и считал, что жесткий стиль правления Путина вредит экономике и репутации России в мире.
В октябре 2002 года Касьянов* на заседании Совбеза выступил резко против штурма театра на Дубровке, который захватили чеченские боевики и настаивал на ведении с ними переговоров. У Путина, Патрушева, Шойгу было более жесткое мнение по этому вопросу. Переговоры были выгодны террористам, а любое промедление забирало жизни простых граждан.
После этого совещания Путин должен был лететь на саммит АТЭС в Мексику, но отправил вместо себя Касьянова*, а сам остался контролировать ситуацию. Штурм состоялся после газовой атаки, но, к сожалению, произошли непредвиденные человеческие жертвы среди заложников.
В 2003 году у Президента и премьера начались разногласия по поводу политики России в отношении соседних стран СНГ.
С июля 2003 года Касьянов* стал заявлять свое несогласие по поводу арестов Платона Лебедева и Михаила Ходорковского* и разгрома компании "Юкос", считая, что это разрушает инвестиционный климат в стране. Путину пришлось публично отчитать Касьянова*, потребовав "прекратить истерику". Касьянов не понимал или не хотел понимать, что без полного развала частных империй несогласных и недовольных — не будет следующего витка развития России.
А 24 февраля 2004 года Путин внезапно возвращается из отпуска в Кремль и досрочно отправляет Касьянова* в отставку (вместе с правительством, оно исполняло свои обязанности с приставкой И.О., а после победы Путина почти в полном составе вернулось к полноценной работе, но уже без Касьянова*, который был уволен).
Так были ли заговор и попытка государственного переворота на самом деле? Ведь очевидно, что Касьянов* и Путин к тому времени уже не могли работать вместе, в силу сложившихся противоречий. У каждого было свое видение развития страны.
Позже, Березовский, рассуждая о волевых качествах Касьянова*, посетует на его нерешительность, которая сводит на нет все лидерские амбиции. Сам Березовский сбежал из России еще в сентябре 2003 года, опасаясь преследования. Борис Немцов (который по слухам принимал участие в заговоре) к тому времени свою политическую популярность растерял и не имел никакого влияния. Его партия "Союз Правых Сил" не смогла преодолеть и 5% барьер и вылетела из Государственной Думы. Какие-то жалкие выходили заговорщики.
Ходорковский* и Лебедев, которым Касьянов* симпатизировал, к тому времени уже находились в СИЗО. Остальные олигархи — кто бежал, кто согласился на условия Путина "делиться надо" и боялись лишний раз чихнуть. Силовой поддержки у Касьянова* не было. Все силовые министры были преданы лично Путину, без всяких шансов переманить их на свою сторону, да еще при нерешительном характере премьера.
Получается, что любой заговор и попытка госпереворота были просто невозможны в начале 2004 года ни силовым, ни политическим путем. Если заговор и был, то совершенно "беззубый", на уровне подслушанных разговоров в "московских гостинных".
Путин к 2003 году "вырвался на свободу", разгромив всесильных олигархов, заодно разорив логово ельцинской "Семьи" в Кремле, дистанцировав от Кремля Юмашева и Дьяченко и отправив в отставку главу Администрации Президента Александра Волошина. И никакой Касьянов* этому усилению влияния помешать не мог.
Но почему Путин мог посчитать, что заговор был и избавился от Касьянова*, когда тот не представлял никакой опасности? Скорее всего, версию о заговоре ему подбросил кто-то из ближайшего окружения, желая поставить на место Касьянова* своего человека (Касьянова* на этом посту сменил Фрадков).
Силовики убежденного либерала Касьянова* недолюбливали и часто "прыгали через голову", хотя Касьянов* формально являлся их начальником. Историю с заговором мог им подкинуть опальный Березовский, старый интриган, ловящий рыбу в мутной воде. А затем эта версия могла быть озвучена Президенту.
Путин вполне мог поверить в сфальсифицированную историю злодейского заговора и принять неотложные меры на опережение событий, за две недели до президентских выборов (по правилам техническая отставка правительства РФ традиционно происходила лишь после инаугурации нового Президента).
Путин объяснил это так:
"Данное решение не связано с оценкой итогов деятельности правительства, которую в целом считаю удовлетворительной... Оно продиктовано желанием еще раз обозначить свою позицию, каким будет курс развития страны после 14 марта 2004 года"
Кто прислушивался к слова Владимира Владимировича, уже тогда мог понять, о каком развитии России идет речь.
В 2008 году Касьянов* пытался баллотироваться в Президенты России, но ему было отказано еще на стадии регистрации в качестве кандидата. Он еще не понимал, что в России доступ в большую политику ему закрыт.
В 2009 году Михаил Касьянов* вспоминал:
"На последней моей встрече с президентом Путин заявил: «Знайте, если начнёте заниматься оппозиционной деятельностью, я всё равно вас пережму. И добавил, что в 1999 году, когда я был министром финансов, по Москве ходили слухи про Мишу-Два-Процента. Я отреагировал: „Вы же прекрасно знаете, что это полная чушь“. На что Путин сказал: „В народе говорят, что дыма без огня не бывает. Так что имейте это в виду“
Позже, 15 декабря 2011 года на "Прямой линии", Владимир Владимирович Путин, стремясь уничижить Касьянова* (который, к тому времени, стал активно проявлять политические амбиции среди оппозиции), отметил:
"Что касается самого М. Касьянова*. Как вы знаете, я напомню, он же был Председателем Правительства Российской Федерации, когда я исполнял обязанности Президента России. И тогда ещё многие либерально настроенные и уважаемые в либеральных кругах члены Правительства Российской Федерации (...) говорили: мы с этим жуликом работать не будем вместе — или он, или мы.
Вы знаете, и кличку к нему в своё время прилепили, до того как он пришел в Правительство, — «Миша 2 процента». Потому что якобы он был замешан в каких-то коррупционных вещах...
Работал ли он эффективно? Ну, первые год-полтора старался что-то делать. Вторые два года активность была нулевая. Я думаю, что он уже тогда думал о том, чтобы стать Президентом, и боялся совершить какие-то неосторожные шаги..."
В ноябре 2023 года Михаил Касьянов* объявлен Минюстом РФ "иностранным агентом". Сам он уехал из страны еще в 2022 году и теперь занимается враждебной политическому режиму России оппозиционной деятельностью. Убежденный враг сложившегося государственного строя.
Карьеру Касьянова* погубило нежелание слышать и слушать Путина. А игнорирование решений Президента или попытки их оспорить Путин всегда воспринимал как угрозу.