Найти тему
dvnovosti.ru

Нет конкуренции: возродить транспортные МУПы предложили в Хабаровске

В Хабаровске муниципальное транспортное предприятие существует и сейчас - это МУП «ТТУ», но обслуживает оно, помимо трамваев и троллейбусов, лишь три автобусных маршрута - №№ 1, 28, 29. Остальные находятся в ведении частников, но их работу горожане критикуют - состояние автобусов часто оставляет желать лучшего, расписание не соблюдается, а тариф сильно превышает тот, что установлен для муниципальных направлений.

Впрочем, за пределами краевого центра ситуация еще хуже: там возить людей вообще почти некому из-за низкой рентабельности маршрутов, а те перевозчики, кто все-таки работает, могут позволить себе не выйти на линию или выпустить сломанный автобус. В Хабаровском районе депутаты предлагали внести некоторые изменения на законодательном уровне, чтобы была возможность привлечь таких предпринимателей к ответственности, но в Закдуме эти инициативы не поддержали в том числе и потому, что ужесточение требований может привести к еще более худшим последствиям, особенно в отдаленных поселениях.

- Там просто нет конкуренции. Органы муниципальной власти с трудом находят предпринимателей, готовых работать на невыгодных маршрутах, - высказался Виктор Лопатин, председатель комитета по вопросам промышленности

В Закдуме на совещании, посвященном проблемам пассажирских перевозок, парламентарии пришли к выводу, что окончательно вопрос можно решить только путем возрождения муниципальных предприятий, которые будут иметь возможность выстроить единую систему работы. Но, по мнению урбаниста, тут все очень сильно зависит от финансовой ситуации.

- Маршруты частникам отдают по всей стране. У городов нет денег на выполнение требований к перевозкам, и никто не хочет нести ответственность перед законом за постоянное их невыполнение. В итоге коммерсанты нарушают все, что только можно, и худо-бедно возят народ. Но оптимальная схема, наверное, поделить отрасль в соотношении 70 на 30 в пользу государства, чтобы было пространство для маневра. Но для этого нужны бюджеты и стабильность. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, даже среди миллионников полноценная системная работа ведется, наверное, только в пяти - семи городах на всю страну, - отметил Денис Коротков, урбанист.

В массе городов, по словам эксперта, ситуация такая же, как и в Хабаровске. Из-за сложной административно-финансовой обстановки общественный транспорт деградирует, муниципалитеты вопросы не решают, поэтому люди делают это сами: покупают личные авто.

- Мы видим, что дешевые автобусы в город завозят, но они быстро разваливаются, троллейбусы приобретают, но на контактную сеть нет денег, трамвай живет уже 30 - 40 лет на советском заделе и плавно умирает. Под сложные системы, в том числе и МУПы, нет ни денег, ни профессионалов. А получение финансовой поддержки от федералов - очень долгий и сложный процесс. Кроме того, даже когда средств было завались, не хватало комплексной программы поддержки, все выделялось только на автобусы, хотя они для выполнения тех же объемов работы требуют намного больше затрат на ремонты, топливо и водителей, чем электротранспорт, - объяснил Денис Коротков.

И до сих пор, отметил урбанист, нет системных программ под те же трамваи. Какие-то регионы выбивают себе средства на реконструкцию путей и закупку вагонов, но это скорее исключение из правил, чем общая практика. А о стабильном поступлении финансирования на обновление и содержание общественного транспорта говорить пока не приходится, поэтому идея создания МУПов пока не слишком жизнеспособна.

Напомним, что пока депутаты обсуждают возрождение муниципальных предприятий, МУП «ГЭТ», наоборот, планирует избавиться от оставшихся автобусных маршрутов, передав направления в руки частникам. Урбанист считает, что это решение станет катастрофическим для пассажиров общественного транспорта.

Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru