Сказка, определение и характеристика

«Словарь современного чешского языка» ( L I N G E A , n.d.) идентифицирует

как «.повествование о вымышленном мире со сверхъестественными существами и магией,часто предназначенное для детей».

Однако не во всех сказках можно встретиться со сверхъестественными существами и магией, поэтому в данной работе мы будет использовать термин сказка в значении, предлагаемом словарем под редакцией Ушакова Д.Н. (1940): «повествовательное произведение народного творчества о вымышленных

событиях».

М о ж н о предполагать,что рассказывать истории люди начали еще

во времена охотников и собирателей, то есть более одиннадцати тысяч лет назад (Рихтер, 2004). Отченашек (2012) тем не менее пишет, что начало рассказывания,являющегося предшественником сказок, мы можем относить только ко времени первых шумерских, вавилонских и египетских литературных реликвий. Поскольку у нас нет вещественных доказательств, указывающих на более ранние периоды.

На формирование сказки оказывали сильное влияние следующие события: переход оседлому образу жизни и развитие земледелия,принятие

христианства и средневековая рыцарская культура. Поскольку во времена возникновения сказок не существовало письменности,то в течение долгого

времени сказки передавались только устно и лишь в конце X I X века их начали

собирать и записывать (Рихтер, 2004).

У истоков возникновения сказок стоят такие системы верования, как:

Анимизм-понимание природы,как совокупности живых существ,

общающихся и взаимодействующих друг с другом и с человеком.

Манизм или культ предков-вера в то, что души умерших

людей определенным образом связаны с душами оставшихся в живых

предков,они могут влиять на живых, как положительно, так и отрицательно.

Вера в волшебную силу слова, которое может обратить человека в животное

или камень или помочь достичь определенных результатов (Рихтер, 2004).

Сказки из всех видов фольклора обладают наибольшим

количеством наднациональных знаков.

К таким знакам можно отнести:

-моральные принципы(справедливость,необходимость держать

данное слово, позитивное отношение к жизни, проявляющееся в юморе);

-главный герой(деятельный,нравственный,храбрый,

рассудительный,сражающийся со злом и получающий помощь от друзей);

-повторение похожих сюжетов, мотивов, героев, а также композиционных приемов (Рихтер, 2004).

Сказка выполняет несколько функций, разные исследователи

приводят разное количество и описание этих функций.

Намычкина (2010),опираясь на предыдущие исследования,

выделяет две главных функции сказок:

развлекательную и воспитательную или же обучающую (образовательную).

Воспитательная и образовательная функция очень важна, поскольку сказка

- первый литературный жанр, с которым сталкивается ребенок в самом раннем

возрасте. В этот период его сознание более восприимчиво. Посредством сказки

ребенок знакомится с устройством окружающего мира, узнает основные понятия и категории и усваивает нравственные и моральные нормы (Намычкина, 2010).

Кроме этого сказки знакомят ребенка с его историческими корнями и культурой

предков, с явлениями и обрядами, которые уже забыты современниками (Пропп,2013)

Рихтер(2004)в своей книге «Сказка. . .и театр»

более подробно останавливается именно на функции обучающей и включает в нее: знакомство вокруг и с ценностями общества,получение базовых знаний

о межличностных отношениях и частых проблемах в жизни,

нравственное воспитание ребенка и создание системы идеалов, развитие мышления, фантазии,эстетической и эмоциональной сферы ребенка,способствует обогащению словарного запаса.

Помимо этого, сказка дает примеры для

идентификации:

представление себя одним из персонажей книги способствует личностному росту и нравственному развитию ребенка.

Существует и психотерапевтическая функция сказок,которую

также можно отнести к обучающей. В рамках этой функции благодаря сказкам человек приобретает опыт столкновения с опасностью, которая ему не угрожает в реальной жизни, и проживает в сказке свои страхи и тревоги, чем снижает их интенсивность.

Сказка дает возможность персонифицировать «зло» и победить его в рамках

сюжета, что позитивно сказывается на уверенности в себе и дает опыт победы над своими страхами. Помимо этого, сказка предлагает человеку взглянуть на тяжелую ситуацию с оптимистической точки зрения: показывает возможности

решения,усиливает веру в положительный исход и финальную победу добра над злом (Рихтер, 2004).

В современном мире сказки дают все перечисленные выше возможности

не только детям,но и взрослым.

«Словарь современного чешского языка» ( L I N G E A , n.d.) идентифицирует как «.повествование о вымышленном мире со сверхъестественными существами и магией,часто предназначенное для детей».

Из книги : Образ Бабы Яги и ведьмы в русских и чешских народных сказках

(сравнительный аспект)