Найти тему
Рабочий компас

Кот Твикс и секта «сам-виноватых»!

Несчастье, случившееся с котом Твиксом и его хозяевами, вскрыло несколько проблем сразу. Если говорить про первую, то РЖД обещало изменить правила так, чтобы подобного больше не могло случиться. Автор материала от души надеется, что интерес общества сохранится достаточное время для того, чтобы обещание было исполнено.

Вторая проблема гораздо шире, чем защита прав владельцев животных, вынужденных пользоваться ЖД транспортом и их питомцев.

Автор материала обозначил бы это проблему, как наличие очень обширной секты «свидетелей Сам-виноват». По их мнению — перевозчик кота был сам-виноват в том, что потерял бдительность и заснул (а сами господа-свидетели пробовали не спать 36 часов подряд, да ещё сохраняя бдительность?)

Ещё перевозчик кота сам-виноват в том, что выбрал ненадлежащую переноску. А у самих свидетелей есть квалификация мастера-ремонтника, чтобы на глазок определить, что вот этот замок хорош, а вот этот г… , животинка разок носом ткнётся и всё.

Естественно, история Твикса — это не единственная, и даже не самая главная точка приложения сил проповедников данной секты. Понятно, что когда проблема случилась с котом, они помимо «сам-виноват» пишут — как вам нестыдно, когда людей... (далее варианты).

Но вот когда кто-то пишет уже про проблемы людей, то у прихожан секты «сам-виноват» находятся другие аргументы:

На работе не соблюдаются трудовые права, человека обманул недобросовестный работодатель – «сам-виноват». Не проявил бдительность, плохо знает трудовое право, не нашёл нормального места работы (как будто нормальных мест работы хватает на всех).

Если человека чиновники лишили пособий, выплат, социальных льгот, он тоже «сам-виноват». Не проверил. Не проявил бдительность, не собирал документы с 1953 года. Плохо знает законы.

Человека обманул жулик-застройщик, человек остался и без квартиры, и без денег и без прежнего жилья, тоже «сам-виноват». По той же причине.

С человеком, а тем более, с его ребёнком случилось беда из-за неадекватного медобслуживания — виноваты не чиновники, установившие такие нормативы, что нормальное медобслуживание гарантировано быть не может. Не, «сам-виноват». Недостаточную бдительность проявил. Не проконтролировал.

А может ли человек постоянно проявлять бдительность?

Вспомнить, для примера, несколько крайне интересных биографий:

Лоуренс Аравийский, мегаразведчик, полевой командир и инструктор полевых командиров, устроивший множество проблем целой Османской империи, банально разбился на мотоцикле.

Рихард Зорге, мегаразведчик, похищавший секреты Имперской Японии и Третьего рейха, тоже разбивался на мотоцикле, остался жив, но мог и погибнуть.

Степняк-Кравчинский, легендарный подпольщик–народоволец. Погиб не от русских или австрийских жандармов (что при его боевой биографии просто чудо), а от обычного английского поезда.

И ещё можно много кого вспомнить.

Это я к чему? Это к тому, что обычный человек биологически устроен так, что не может хранить абсолютную бдительность и собранность 24 часа в сутки и даже просто от подъёма до отбоя. Это даже у мегаотборных людей (специализирующихся на бдительности и риске и достигших в своей специализации вершин) не всегда получается.

Или вы думаете, что в армии меняют часовых раз в два часа только из гуманизма?

Собственно, поэтому люди и держатся вместе, собравшись в общество, чтобы защищать друг друга, чтобы разделять обязанности и «бдить» по очереди, а не всё время. И чем больше вероятности, что человека, не проявившего бдительность, не поддержат, а подтолкнут, а потом оправдаются (сам-виноват), тем сильнее больно общество и тем ближе грань, за которой это общество существовать уже не сможет. Потому что его члены уже не будут видеть в нём никакого смысла.

А кроме бдительности ещё есть профессиональная специализация. Это охотник-собиратель из раннего первобытного общества мог знать о жизни вообще всё. Но уже в позднем первобытном обществе появились люди, которые лучше других умеют разбираться в изготовление орудий труда. И люди, которые лучше других умеют разбираться в погоде и травах и т.д.

А уж сейчас… Человек (один и тот же) не может одновременно:

разбираться в материалах из которых делают переноски (ну, или ещё что-нибудь), как профессиональный ремонтник (чтоб не стать «сам-виноват» в одном случае);

знать законы не хуже юриста (чтоб не стать «сам-виноват» в другом случае);

бегать не хуже КМСа по бегу и драться не хуже КМСа по боксу (для третьего случая);

разбираться в детских болезнях не хуже педиатра и нескольких профильных специалистов одновременно (для четвёртого случая).

И т.д.

Отметим, что способ не быть «самому-виноватым» существует на самом деле. И рецепт гораздо проще, чем в одиночку стать вечно бдящим, всезнающим суперменом. Всё гораздо проще. Когда люди, которым угрожает та или иная опасность, объединяются вместе, они уже имеют шанс защититься, отстоять свои права. Они коллективно уже могут владеть и нужной суммой знаний, и постоянной бдительностью, и нужной силой. У них уже есть шанс побороть одну из болезней общества. Или шанс стать началом нового общества, если старое больно уже системно и неизлечимо. Собственно, если вернуться от больших проблем к малым, то не будь скандала и огласки, РЖД вряд ли обещала бы подкорректировать правила перевозки.

Однако апологетам религии «сам-виноват» это способ, отметим, что способ реальный (в отличии от невозможного личного суперменства) категорически не нравится. Даже когда люди объединяются по такому безобидному для существующего порядка вещей поводу, как защита домашних животных во время перевозки.

Как вы думаете, почему это происходит?

А. Зимбовский РК инфо