Занятие 14
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «ы». Познакомить с буквой «Ш»
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков. Развивать умение определять последовательность звуков (букв) в слове, проводить звуковой анализ слова («ШАПКА»). Развивать умение читать прямые и обратные слоги, слова, в т.ч. пятибуквенные слова (шап-ка, лап-ка, мыш-ка, мош-ка). Продолжать развивать умение ориентироваться на рабочей строке. Учить писать-«печатать» буквы.
Материал:
демонстрационный: буквы «Ш», «А», «П», «К», «А».
раздаточный: тетрадь, ручка; фишки для звукового анализа, счётные палочки (по 3 длинных и 2 коротких).
Ход занятия.
1. – Сегодня мы выучим ещё одну согласную букву. Угадайте, какую.
Я произнесу несколько слов, выделяя один из звуков. Угадайте, какой звук есть во всех словах: шшшапка, кошшшка, душшшш.
- А теперь угадайте, где, в начале, в середине, или в конце слова, стоит звук [Ш]. Слушайте внимательно, можете сами повторять: ШШШапка. Где стоит звук [ш]: в начале, в середине или в конце слова? (в начале слова)
Далее аналогично со словами: КОШКА, ДУШ, ШУМ.
- Вспомните слова со звуком [Ш] и скажите, где стоит звук [Ш] в вашем слове.
- Произнесите звук [Ш], и обратите внимание, где ваш язычок, где зубы.
Дети, каждый в своём темпе, произносят звук [Ш], а воспитатель комментирует:
- Когда мы произносим звук [Ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Гласный или согласный звук [Ш]?
- Какие ещё согласные звуки вы знаете?
- Какие гласные звуки вы знаете?
- Звук [Ш] обозначается вот такой буквой. Буква «Ш».
Воспитатель выставляет на доску букву «Ш».
- На что похожа буква Ш?
- Можно ли её написать с помощью счётных палочек? (да, потому что она состоит из палочек).
- Сколько палочек понадобится, чтобы написать букву Ш? (4)
Выложите букву Ш у себя на столе.
Дети выкладывают букву. Те, кто раньше остальных справился, выкладывают другие знакомые буквы, которые можно выложить из длинных и коротких палочек.
2. . Чтение открытых и закрытых слогов
Для старшей подгруппы:
Воспитатель пишет на доске в столбик гласные звуки:
а
о
у
ы
- Назовите звуки. Это гласные или согласные звуки? (гласные).
- Давайте попробуем добавить после гласных согласный звук «ш». Что получится?
Дети по одному выполняют задание: воспитатель указывает на гласную букву, а ребёнок произносит: «ААШ», «ООШ», «УУШ», «ЫЫШ»).
- Давайте попробуем добавить перед гласными поставить согласный звук «Ш». Что получится?
Дети по одному выполняют задание: воспитатель указывает на гласную букву, а ребёнок произносит: «ШША», «ШШО», «ШШУ», «ШШЫ»).
Для детей младшей подгруппы: Дети самостоятельно или с помощью воспитателя читают написанные открытые слоги и закрытые слоги, составленные из изученных букв.
Для детей старшей подгруппы: чтение слогов и слов: Ма-ша, Па--ша, ка-ша, шар.
3. . Физминутка.
4. Звуковой анализ слова «ШАПКА».
Дети под руководством воспитателя проводят звуковой анализ слова.
- А теперь давайте заменим фишки буквами.
Воспитатель записывает буквы на месте фишек красным и синим мелом.
Дети читают слова; называют указанные буквы.
5.- Сколько слогов в слове «ШАПКА»? (два).
-Назовите первый слог (ШАП).
- Назовите второй слог (КА).
Для детей старшей подгруппы воспитатель пишет слова « в столбик»
шап-ка мош-ка
лап-ка мыш-ка
Дети под руководством воспитателя читают слова.
- Какой одинаковый слог есть во всех этих словах? (ка).
- Какой он по счёту в словах: первый или второй?
- Сравните слова ШАПКА и ЛАПКА. Какие буквы разные в этих слов ах.
- Какие буквы разные в словах МОШКА и МЫШКА?
6. Работа в тетради.
«Печатание» букв «У», «О», «К», «Ш» по образцу воспитателя.
Расстояние между буквами – одна клетка.
Задание дифференцируется в зависимости от особенностей воспитанников: «образец -3 буквы» или «образец – 2 буквы» или «все буквы на строке ребёнок обводит/ количество строк – дифференцированно.