Свою первую статью на Дзене я решил посвятить очень важной теме - информационной безопасности наших граждан в условиях объективной реальности.
Итак, как известно, мошенники для обмана россиян начали подделывать голоса родных и знакомых потенциальной жертвы: злоумышленники выходят на контакт с человеком от имени знакомых, родных или коллег, имитируя их голоса через специальные программы. Таким образом они вынуждают жертву сообщить нужные данные или совершить денежный перевод.
Хочу ответить на ключевые вопросы, которые возникают сейчас у большинства граждан, которые обращаются ко мне с просьбами проконсультировать по вопросам безопасности в информационном пространстве. Все вопросы можно объединить в 5 основных проблем, которые вызывают волнение.
1. Как мошенники подделывают голоса родных и знакомых? Современные технологии позволяют мошенникам использовать различные специальные программы, основанные на технологии синтеза речи. Эти программы анализируют голосовые образцы родных и знакомых жертв - их голосовые сообщения в социальных сетях, аудиозаписи с телефонов, записи стримов, эфиров, а также из других открытых источников. Часто образцы голоса получают через прямые телефонные звонки, маскируя звонок под различные службы поддержки. Затем, на основе полученных данных, мошенники создают программные модели для имитации голоса целевой личности – их потенциальной жертвы.
2. На кого прежде всего рассчитан такой обман? Такой вид мошенничества чаще всего рассчитан на пожилых людей, не имеющих опыт в использовании современных технологий, а также на тех, кто склонен с первых же секунд общения доверять людям. Мошенники могут использовать информацию из социальных сетей для выбора жертв, подстраиваясь под их социальные связи и собирая о них всю необходимую информацию.
3. Где мошенники берут образцы для имитации голоса? Мошенники могут собирать голосовые образцы из различных открытых источников в интернете, таких как социальные сети, публичные видео, аудиозаписи с веб-сайтов. Также возможно утечка данных из хакерских атак на онлайн-сервисы и социальные платформы.
4. Как защититься от сбора подобных образцов? Знания – главный базовый принцип защиты от подобных противоправных действий. Для того, чтобы быть информированным на бытовом уровне, достаточно 1 раз в месяц знакомиться с последними новостями, связанными с информационной безопасностью и негативным, к сожалению, опытом других людей. Молодому поколению рекомендую помогать старшим в вопросах своевременной осведомленности. Второй базовый принцип – цифровая гигиена: ограничьте доступ к личной информации в социальных сетях, устанавливая строгие настройки приватности; будьте осторожны при разглашении личной информации в онлайн-режиме, даже если собеседник представляется знакомым; избегайте размещения голосовых сообщений или аудиозаписей с личной информацией в открытых источниках. И последнее – старайтесь обновлять приложения на своем смартфоне как можно чаще, ведь разработчики всегда думают о безопасности своих пользователей, устанавливая новые функции защиты.
5. Как понять, что звонит не близкий человек, а цифровая подделка? Поддерживайте здоровое недоверие к неожиданным запросам на предоставление личной или финансовой информации. Запоминайте особенности общения и интонацию в голосе близких, чтобы замечать возможные отличия. Задайте вопросы, ответы на которые будете знать только вы и собеседник. В случае сомнений, сверяйте полученную информацию посредством альтернативных средств связи, например, звоните по известному номеру. Постоянная осторожность и обучение азам безопасности в сети помогут снизить риск стать жертвой подобного мошенничества, основанного на подделке голоса.