24 декабря мы чтим память великого русского художника Василия Ивановича Сурикова.
Думаю будет не лишним вспомнить об этом художнике подробнее.
Василий Иванович Суриков являлся потомком казаков — основателей Красноярска. Он родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье канцелярского служащего.
Казаки Суриковы пришли в Сибирь с Дона вместе с Ермаком. После того как Ермак утонул в Иртыше, казаки пошли вверх по Енисею и основали в 1622 году Красноярские остроги.
Большой Красноярский бунт, в котором играли роль Суриковы, длился с 1695 по 1698 год и являлся как бы отголоском больших стрелецких бунтов начала Петровского царствования.
В "следствии" об этом бунте и встречается в первый раз имя казака Петра Сурикова. В его избе был склад оружия для бунтовщиков.
В течение XVIII века Суриковы остаются простыми казаками и только в начале XIX века доходят до офицерских чинов — сотники, хорунжие, а один из них становится полковым атаманом.
Прасковья Федоровна, мать художника, была «незаурядным человеком — сильная, смелая, проницательная. Посмотрит на человека, одним словом определит». Она обладала природным художественным вкусом: прекрасно вышивала гладью и плела кружева.
"Вина она никогда не пила — только на свадьбе своей губы в шампанском помочила".
Когда отец Василия помер, мать на его могилу со всеми детьми ездила плакать. Прасковья Федоровна овдовела в 41 год, на её руках осталось пятеро детей. Чтобы поднять и выучить их пришлось сдать дом внаём и переселиться с детьми во флигель. Чтобы заработать «копейку» она плела кружева, вышивала гладью, бисером и гарусом.
После смерти отца, Василия устроили в уездное училище. Там учителем рисования был некто Гребнев из Академии, который писал иконы на заказ. Так вот Гребнев и учил Василия рисовать.
После окончания уездного училища Василий поступил в IV класс гимназии Красноярска. Из VII класса пришлось уйти. Средств на учебу не было. Подрабатывал тем, рисовал Яйца пасхальные по три рубля за сотню.
Губернатор Красноярска Замятин хотел Василия в Академию определить: собрали рисунки и отправили их в Петербург. Но ответ пришел: «Если хочет ехать на свой счет, пускай едет. А мы его на казенный счет не берем».
Тогда мать с Василием решили, что он пойдет пешком в Петербург с обозами, мать Василию 30 рублей на дорогу дала.
Но, однажды, пошел Василий в собор и к нему в храме подходит некто Кузнецов и говорит: «Я твои рисунки знаю и в Петербург тебя беру».
Кузнецов оказался золотопромышленником. Он в Петербург рыбу посылал в подарок министрам. Василий с обозом и поехал. Огромных рыб везли: Василий наверху воза на большом осетре сидел. В тулупчике холодно было, коченел весь.
До самого Нижнего на лошадях ехали. Оттуда уже железная дорога была. В Москве Василий только один день провел. Соборы его поразили. А 19 февраля 1869 года Василий приехал в Петербург. Остановились в гостинице «Родина».
В Академии художеств Суриков попадает в класс Павла Петровича Чистякова. Уникальный преподаватель, вскоре после знакомства с сибирским самородком пишет в письме:
«Есть здесь некто ученик Суриков, довольно редкий экземпляр, пишет на первую золотую медаль. В шапку даст со временем ближним. Я радуюсь за него»
Дружба связала великого ученика и удивительного педагога навсегда.
Первая собственная картина в то время была «Памятник Петра Первого при лунном освещении». Василий долго ходил на Сенатскую площадь наблюдать блики соседних фонарей на полированной бронзе коня. Картину эту тогда же купил Кузнецов, и теперь она тоже находится в Красноярском музее.
Жизнь в Петербурге протекала при сносных материальных условиях. Кузнецов выдавал стипендию до самого окончания Академии.
Суриков из Петербурга так и не выезжал с 1869 года, а летом жил у товарища на Черной речке. Но петербургский климат был очень вреден для здоровья, и начала развиваться грудная болезнь.
Тогда в 1873 году Кузнецов взял Сурикова в свое имение в Минусинскую степь на промыслы. Он прожил там все лето и совсем поправился.
В 1875 году Суриков написал «Апостола Павла перед судом Ирода-Антипы» на большую золотую медаль.
Медаль ему присудили, но денег на заграничную поездку в академической кассе не оказалось. Тогда Сурикову вместо заграничной поездки предложили большую работу в храме Христа Спасителя в Москве.
«Трудно было для храма Спасителя работать. Я хотел туда живых лиц ввести, греков искал. Но мне сказали: если так будете писать — нам не нужно. Ну я уж писал так, как требовали. Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое».
Нужен был только запал, чтобы вызвать творческий взрыв. Этим запалом и была Москва с ее стариной, с ее памятниками, с ее живым историческим духом.
Первым его историческим шедевром стала картина «Утро стрелецкой казни».
А 25 января 1878 года во Владимирской церкви состоялось венчание тридцатилетнего художника Василия Сурикова с двадцатилетней Елизаветой Шарэ.
Елизавета Августовна была младшей дочерью из пяти детей француза Августа Шарэ и Марии Александровны Свистуновой. Семейство проживало в Петербурге, имея небольшое предприятие по продаже бумаги. Случай и любовь к музыке привели Сурикова в католическую церковь Святой Екатерины, где звучали знаменитые хоралы Баха. Здесь же в тот день оказалась и Елизавета Шарэ. Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться, а спустя некоторое время художник сделал девушке предложение.
Но в письмах домой, любимой матери, Василий Суриков не писал о свадьбе. Он боялся, что его мать не одобрит его желание связать свою судьбу с утонченной француженкой-дворянкой. Предчувствие его не обмануло.
Елизавета Августовна часто болела, она страдала врождённым пороком сердца.
Суровые будни заставляли жену художника подстраиваться под горячий характер мужа и особенно горяч он был в периоды работы. Она не тревожила мужа, исполняя все его пожелания. В это время на свет одна за другой появляются дочери: Ольга и Елена.
В 1883 году супруги посетили Италию и Францию, а в 1888 году, после приобретения П.М.Третьяковым картины "Боярыня Морозова", наконец-то отправились в Сибирь к матери художника.
Елизавета Августовна не понравилась свекрови, теплого приема не получилось. Болезнь обострилась еще больше.
"Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала" (Н.Кончаловская).
После приезда из Сибири Елизавета Августовна слегла окончательно...
"8 апреля... в пятницу на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах..." - так писал весной 1888 года в Сибирь В.И.Суриков.
Художник перестал писать... Целых два года В.И.Суриков не брался за кисти и краски, и не подходил к мольберту. Он читал Библию, рассматривал свои старые этюды и... сжигал их, ничего не жалея. Отчаяние полностью захватило его душу.
"Горе сломило этого человека... Скорбь прорвалась в нем неистово. Не мог он глядеть на прежний уют своего дома и в ярости переломал всю мебель...".
И вдруг приезжает из Сибири его брат Василия Ивановича и увозит брата его в родной Красноярск.
А через какое-то время вернулся Суриков к живописи и приступил к картине "Взятие снежного городка".
Суриков овдовел в 40 лет и так и не женился более никогда до самой своей смерти, скончавшись 19 марта 1916 года, найдя свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с могилой жены.
Послесловие.
М.А. Волошин. «Суриков»
Книга русского поэта и искусствоведа М.А. Волошина является первой монографией о творчестве В.И. Сурикова. Она создана в середине 1910-х годов на материале записей М.А. Волошина его бесед с В.И. Суриковым. В этой книге подробно описано создание восьми шедевров В.И.Сурикова. Читается легко и интересно.
На прощание несколько фотографий из архива.
Пишите✍🏻🧐🤔❤🌹, жду отзывов и впечатлений.😊