Найти тему

Трагедия грехопадения: богословское размышление над третьей главой книги Бытия

Одной из важнейших тем книги Бытия, является тема появления зла в мире, что выразилось в падении первых людей и утрате ими того состояния близости к Богу и владычества над всем живущим, которое было им присуще с момента их сотворения.

Сказание начинается словами: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Образ этого существа был связан, по всей видимости, с культом рептилий и образами чудищ хаоса. Новый Завет однозначно отождествляет змея и дракона: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9). Святитель Иоанн Златоуст утверждает следующее: «Нашедши этого зверя, то есть змея, который превосходил смыслом других зверей…диавол чрез него вступает в беседу с женою, и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд».

В еврейском тексте змей назван נָחָשׁ (нахаш), что может быть не только названием животного, но может также использоваться для выражения предсказаний будущего и ворожбы (колдовства). Совращение этим существом Евы предстает в третьей главе книги Бытия как действие, исполненное тонкого обмана: Бог обвиняется в том, что Он лишает людей возможности вкушать плоды древа познания добра и зла из-за страха того, что они смогут обрести божественное могущество и всеведение. Искусителю удалось добиться поставленной цели: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и…приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).

После случившегося мы видим, как люди забывают о своей связи с Богом как Источником жизни и со всей природой, они хотят лишь удовлетворения своих вожделений. Мы видим, как в ходе повествования раскрывается это движение человеческой души в телесной похоти, в похоти очей и гордости, возникающей из-за надменности знанием. Протоиерей Николай Иванов пишет: «Итак, у людей действительно открылись глаза, как и обещал им змий. Только увидели они не то, что хотели…Люди увидели свою наготу, свою ограниченность, но совсем не то, что они стали как боги». Вкушение плода свидетельствовало о том, что первые люди утратили доверие к Богу и решили сами, освободившись, добиться того, чтобы дерзко сравняться хоть в чем-то с Ним.

Пал весь Адам как прародитель всего рода человеческого. Род человеческий предпочел идти собственным путем, реализуя богоданную власть в соответствии со своей, а не Божественной волей.

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь