Найти тему

Ничего из того, что я купила онлайн, не принесло мне радости

Перевод статьи из The Guardian

Слишком легко тратить деньги онлайн, когда тебе продают обещание образа жизни, который тебе просто недоступен.
ILLUSTRATION BY LIVIA FALCARU
ILLUSTRATION BY LIVIA FALCARU

Я не помню, что стало поводом – возможно, “чистый” тональный крем, который разлился по моим рукам, – но однажды я проснулась и поняла, что все, что я покупала в одной соц.сети, было плохим. Все продукты, которые выглядели так великолепно в рекламе – такие стильные и будто созданные для меня – не оправдали моих ожиданий в реальности.

К примеру, слитный купальник. Andie - бренд, который был мне неизвестен, пока он не появился в моей ленте, как реакция людей среднего возраста на челлендж hot girl summer. Об этом бренде писали даже такие журналы, как Glamour и InStyle. Сверив свои размеры с таблицей размеров и просмотрев 1500 отзывов довольных покупателей, я решила заказать у них модель Amalfi моего обычного размера.

Когда пришел этот вишнево-красный купальник, оказалось, что компрессионная ткань настолько тугая, что нижняя часть бюстгальтера натянулась мне только до талии. Я повторно заказала модель с длинным торсом, но когда его доставили, верхний вырез доходил мне до сосков.

Столкнувшись с комиссией за возврат в 10 долларов плюс доставка, я решила подарить костюм своей младшей сестре. В тот момент я винила себя. Всем следует знать, что не стоит покупать женские купальники в социальных сетях; их и в обычном то магазине достаточно сложно подобрать.

Но я рассудила, что любой человек сможет купить в Интернете простое хлопковое нижнее белье, подходящее по размеру. Трусики из органического хлопка выглядели такими незатейливыми на экране. Но когда бикини за 21 доллар пришли, они сели слишком высоко сзади и слишком низко спереди. Однако я носила это белье из органического хлопка, хотя оно теряло белоснежность и покрывалось катышками, потому что оно было удобным, даже несмотря на то, что мой парень заметил, что эти трусики справляются со своей задачей хуже, чем фиговый листочек Евы.

Затем я приобрела две пары нижнего белья sensible Smartwool из черно-белого мериноса. Их расхваливали в рекламе местной альпинистской компании из-за естественной воздухопроницаемости ткани. Вскоре после того, как я начала их носить, у меня появилась сыпь в неудобном месте. Это выглядело так пугающе, что я позвонила врачу.

“Хм”, - сказала секретарша. “Это может быть опоясывающий лишай”.

Следующим шагом было сделать фото пораженной области и загрузить его на FTP-сайт врача. Можно было бы подумать, что на данный момент человек привык все делать онлайн, даже получать интимную медицинскую помощь, – но это было похоже на новую неудачу со стороны общества, верный признак того, что кто-то там наверху явно не справляется.

Почувствовав мой дискомфорт, мой жених заблаговременно прислал мне фотографию своего зада, чтобы, как он выразился, “уравновесить впечатления”. (Это помогло.)

Когда мне позвонили и пригласили на приём, симпатичный дежурный ординатор был в замешательстве. “Контактный дерматит”, - сказал он и выписал мне рецепт на сильный стероидный крем. “И никогда больше не носите это нижнее белье”.

Еще несколько лет назад я почти не совершала покупок онлайн. Мне всегда нравилось ощущение открытий, которое приходит от покупок оффлайн. В какой-то момент у меня даже была колонка о путешествиях в газете, где я рассказывала о розничной торговле в разных городах мира.

Пандемия все изменила. Пока другие запасались туалетной бумагой и салфетками, моим первым побуждением было купить нижнее белье и носки. Социальные сети были рада доставить мне товары.

Согласно собственным данным запрещенной соцсети, почти половина её пользователей делают покупки еженедельно. “Я не был онлайн-покупателем до пандемии, и она породила монстра”, - сказал знакомый. “Я просто листала ленту и за две минуты получила четыре-пять различных объявлений о товарах, которые я могла бы купить”. И я поняла.

Возможно, из-за того, что я писатель, я предполагаю, что людей привлекают к покупкам истории, которые там показывавются. Рекламу мы смотрим ради нее самой: возьмите одно из видео рюкзаков Nordace, в котором молодая женщина укладывает в свой рюкзак, казалось бы, неисчерпаемое количество бутылок с водой, зарядных устройств и бальзамов для губ для предстоящей рабочей поездки, не смотря на то, что она выглядит слишком молодо, чтобы иметь каких-либо прямых подчиненных или кредитную карту компании.

Энн Сазерленд, опытный маркетолог, которая руководит собственной брендинговой и консалтинговой компанией New Thinking, предложила другую точку зрения. “Я не рассматриваю это как рекламу”, - сказала она. “На что я действительно реагирую, так это на решение проблем, которые мне предлагают”.

Сазерленд начала делать покупки в соцсети пару лет назад во время карантина из-за пандемии и прислала мне скриншот одной из своих недавних покупок: крошечной ручной гладильной доски, которую можно прикрепить к спинке предмета одежды во время глажки, чтобы одежду не нужно было снимать с вешалки. Я была очарована. Соцсеть, по ее словам, отлично справляется с “неудовлетворенными потребностями”.

Лучшее воплощение этого принципа, которое я видела, - это видео, в котором две вялые скучающие собаки лежат на полу, в то время как их хозяйка наблюдает за ними из своей кабинки в офисе. (Проблема: у вас щенок со времен пандемии. Решение: веб-камера, которая раздает лакомства для ваших домашних животных, даже когда вас нет дома.)

Сазерленд считает, что другая сила соцсети заключается в устранении препятствий, стоящих на нашем пути как покупателей. Платежная система этой соцсети работает быстрее, чем любая касса и даже собственные веб-сайты большинства магазинов. “Технология поддерживает эти быстрые платежи даже для людей, которые обычно более осторожны со своими деньгами”.

Я не помню, когда и почему я указала свой адрес электронной почты, домашний адрес и номер кредитной карты платежной системе, встроенной в приложении Shopify, платформой для онлайн продаж, которая лежит в основе многих фешн-компаний, с которыми я сотрудничаю. (Аналогичные опции есть для PayPal и Apple Pay.) Но теперь, когда я нажимаю, как будто для покупки товара на чьей-то странице в упоминаемой соцсети - скажем, чтобы узнать стоимость доставки, - заказ заполняется автоматически, а в некоторых случаях даже указывается номер моей кредитной карты, так что это очень близко к оформлению заказа в один клик.

Не раз одна известная компания принимала мой заказ и оплату, а затем исчезала с радаров, что заставляло меня чувствовать себя полным профаном. В отличие от меня, Сазерленд, для которой шопинг – это форма исследования, не испытывает чувства личной неудачи, если ее покупки не удаются. “Но у меня есть [чувство] типа:‘Какого черта, Энн? Ты даже не знаешь, сколько тратишь ”.

Когда я думаю о своих самых больших неудачах онлайн-шоппинга, я понимаю, что они касались товаров, которые предлагали мне индивидуальность, выходящую за рамки моего собственного опыта.

Если бы продавец в бутике сказал мне, что мне нужен костюм от Armani – что на самом деле произошло, когда я получила свою первую должность главного редактора в журнале, - я бы поняла, что это такое: попытка заработать процент с продаж. Тогда я бы отправилась в ближайший магазин масс-маркет бренда.

Но если кто-то моложе или круче выкладывает в соц.сеть новый лайф-стайл продукт - будь то силиконовая коробочка для бенто сливового цвета или новый гель для бровей, – моя обычная защита ослабевает. Так у меня появился не один, а целых два “альтернативных шампуня”, включая флакон с монограммой, подобранный с учетом уровня pH водопроводной воды в моем городе. Ни один из шампуней не смогли преобразить ни мою прическу, ни мою жизнь.

Оглядываясь назад, можно сказать, что “нормальные” люди с красивыми волнами, прогуливающиеся по Сохо в некоторых рекламных роликах были просто моделями с хорошей укладкой. Поскольку это выглядело как контент - откровенные, интимные признания, в которых данная соцсеть преуспевает, – я повелась на то, что оказалось обычной рекламой.

Кульминацией событий стало то, что я обратилась за консультацией по вопросам карьеры к эксперту по “лидерству мысли”, который якобы помогает женщинам-профессионалам. После того, как я записалась на бесплатный вебинар о эмоциональном выгорании, мне позвонил консультант, и однажды вечером мы проговорили по телефону около 45 минут – как мне показалось, необычно много времени для получения советов, за которые я не платила.

Затем все встало на свои места, когда она попыталась продать мне курсы коучинга руководителей стоимостью 10 000 долларов.

Соцсеть забита рекламой ”mini MBA" и других онлайн-курсов в таких школах, как Оксфорд и Йель, предлагаемых компанией GetSmarter; изначально я записалась на вебинар по одной из них. Когда я объяснила, что у меня нет ни намерения, ни возможности платить за полный пакет, продавец удвоила ставку. Я знала, что она, должно быть, просто следует сценарию, но это был неловкий разговор, учитывая, что ценностным предложением компании были сочувствие и феминизм.

Наконец она спросила, словно разыгрывая свою последнюю карту: “Почему вы думаете, что не стóите этого?”

Не стóю? Что это за вопрос любому из нас на этом историческом этапе? Все мы стóим больше, чем всё, с чем нам приходилось сталкиваться в последние несколько лет – больше, чем пандемия, растущая инфляция, социальное неравенство. Стоим больше, чем крупнейшая безработица в новейшей истории, поскольку наши семьи и личная жизнь зависят от этого, пока мы, наконец, не завершим этот звонок в Zoom, если вообще когда-либо завершим.

Но в мире онлайн шоппинга ценность не имеет значения. Деньги и время, которые я потратила на заказы, доставку и возвраты, показали это. Онлайн шопинг всего лишь обещает мечту - мир, в котором можно оказаться одним движением пальца, но мир этот постоянно остается недосягаемым.

Джессика Джонсон, канадская журналистка, бывший главный редактор The Walrus