Российских зрителей ждут «Панические атаки» — новый фильм Ивана И. Твердовского, получивший на кинофестивале «Зимний» главный приз и награду за лучшую мужскую роль (Сергей Двойников). Солирует же в фильме Лена Тронина, чья героиня хочет сбежать за границу от неугасающей тревоги, систематически приводящей к приступам неконтролируемого ужаса. О симптомах и приемах фильма размышляет Алексей Филиппов.
«Куда бежать? Ночь. Темно. Россия», — рассуждали когда-то герои «Блокбастера», где перемены участи искала телеведущая с канала «Уют». Феминистская комедия, от которой в итоге отрекся Роман Волобуев, объединяла мифы о женщинах и отечественных селеньях в киноманскую паутину, где ландшафт безнадеги разбавлялся сюжетными анекдотами и обильными киноцитатами. С тех пор Волобуев снял еще несколько проектов разной степени популярности: от «Последнего министра» до «Авроры» — о неприкаянной артистке Зориной. Её тоже сыграла Лена Тронина, только-только, в 2020-е ворвавшаяся на просторы российского кино, где никогда не ощущалось недостатка в скитальцах — веселых и трагических, лихих и депрессивных. В фантасмагории Анны Меликян «Русалка» подобная мысль формулировалась емко: «Мне не нужно никуда бежать, мне и здесь хреново». Правда, там и девичьи невзгоды, и адище города не выдавались за безвоздушное жизнеподобие, а отчаянный крик был не инструментом, но своего рода заклятием, стихией. В «Панических атаках» же героиня и реальность зажаты между роком — и пустыми обещаниями из телевизора. Не мы такие, жизнь такая. Там хорошо, где нас нет. Где родилась — там и загналась. Для фильма-выкрика — в духоте и несвободе — понятный монохром, но, хочется верить, что даже в самые темные часы и состояния человек устроен сложнее. И даже в злых глазах одноклассника есть что-то людское, а самая страшная тюрьма, помимо «Полярного волка», — всё-таки в голове. «Панические атаки» в кинотеатрах с 25 января.