Любая картина достойна внимания, но рассматривать жанровую живопись интересно вдвойне! Под нашими взглядами на старинных полотнах оживают сцены из далекого прошлого. Мы видим танцы элегантных дам с галантными кавалерами, бытовые зарисовки из жизни трудолюбивых крестьян, рабочие будни горожан самых разных профессий... Как на картине «Меняла с женой» Квентина Массейса.
Квентин Массейс (Метсейс) – фламандский живописец, живший и творивший на рубеже XV-XVI вв. в Южных Нидерландах (современная Бельгия). В юном возрасте Квентин обучался кузнечному делу, но затем увлекся живописью. По легенде, он влюбился в дочь художника Альберта Баутса. Чтобы видеться со своей возлюбленной, юноша устроился учеником в мастерскую ее отца.
Набравшись знаний и опыта, Массейс открыл собственную мастерскую в Антверпене. В своих работах он отдавал предпочтение религиозной и жанровой живописи. В последней ярко проявилась одна из отличительных черт его творчества – гротеск. Карикатурные полотна с изображениями торговцев, сборщиков налогов, ювелиров несут в себе моральные уроки и тесно связаны с идеями его хорошего знакомого, философа и писателя Эразма Роттердамского.
Одна из картин Квентина Массейса, посвященная теме денежных отношений, была написана им около 1514 года. Это полотно известно сегодня как «Меняла с женой» («Ростовщик и женщина», «Золотовес и его жена», «Банкир с женой» и т.п.). Яркими масляными красками, на практически квадратной деревянной панели, художник изобразил детализированную жанровую сцену. На переднем плане мы видим стол покрытый зеленым сукном. За ним сидит мужчина, меняла, проверяющий внешний вид и вес монет. В руке он держит небольшие весы. Перед ним груда золотых монет Королевства Франции, Сицилии, Священной Римской империи, набор гирек для весов, жемчуг на черной подушечке, кольца, граненный хрустальный кубок. К нему склонилась его жена, читающая молитвенную книгу.
Пара хорошо одета, хоть платье с костюмом и головные уборы несколько архаичные, но умело скроенные из добротных и красивых тканей. Их состоятельность подчеркивают неброские украшения. Не аристократия, но вполне зажиточные горожане. В то время Антверпен, где и была написана картина, переживал период бурного роста. В город прибывали иммигранты с юга, спасающиеся от Испанской инквизиции, развивалась торговля. Разные народы, различные деньги – спрос на менял и ростовщиков был велик как никогда. Неудивительно, что дела семейства с картины явно идут в гору.
Меняла – профессия известная с Античности. Каждое государство, каждый правитель чеканили свои монеты, имевшие большой разброс по весу и содержанию в них серебра и золота. Когда возникала необходимость их обмена или размена, обращались к меняле. Тот проверял подлинность денег и обменивал их, беря за свои услуги процент. Нередко менялы принимали деньги на хранение, выдавали ссуды, фактически были банкирами.
Но вернемся к картине, ведь на ней можно обнаружить еще много необычных деталей. Рядом с нижним краем полотна есть небольшое выпуклое зеркало, в котором отражается высокое окно с витражным верхом и мужчина в красной шляпе. Посетитель или… сам художник? Позади менялы и его жены устроены полки, заставленные различными вещами. На свитке пергамента, при увеличении, можно разглядеть дату и подпись автора. Также видна приоткрытая дверь на улицу, где оживленно беседуют два человека.
Наряду с другими работами Квентина Массейса, это не просто картина, но скрытое аллегорическое послание. На полотне можно идентифицировать множество символов обличающих скупость и алчность, и призывающих к честности и умеренности. Так на нижней полке за спинами пары мы видим закрытый ящик, символ сокрытого богатства, и погасшую свечу – символ тщеславия и бренности бытия. На верхней полке знаков еще больше: стеклянный сосуд с водой (Непорочное зачатие), нить с шестью стеклянными бусами (символ Девы Марии), вторые весы (Страшный суд), яблоко (первородный грех).
Кроме того, интерес представляет лежащее в основе композиции противопоставление менялы и его жены. Их положение относительно центральной вертикальной оси симметрично, они склоняют головы друг к другу. Но посмотрите, какими визуальными средствами подчеркнуто их различие! Черно-синяя цветовая гамма одежды менялы контрастирует с красно-зеленой палитрой наряда его жены. Меняла держит в руках весы – символ материальной реальности, тогда как его жена – Часослов, символ духовного мира. При этом она, однако, тоже смотрит на золото.
Картина «Меняла с женой» неоднократно копировалась другими художниками. Это полотно, в самом деле, заслуживает пристального внимания и изучения. Оно не только содержит в себе зашифрованное морализаторское послание, но и является ценным источником сведений о жизни фламандского городского общества начала XVI века.
|Справка| Полное название картины – «Меняла с женой» (Le Prêteur et sa Femme / Geldwisselaar en vrouw). Автор – Квентин Массейс/Метсейс (Quinten Massijs/Metsys). Жанр – жанровая живопись. Дата создания – 1514 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 71 x 67 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!