Роман «Обыкновенная история» произвел впечатление еще в школьные годы, это нескучная классика, в которой школьники и молодые люди найдут сходство с Александром Адуевым, восторженным и романтично настроенным молодым человеком, полным благородных идей и возвышенных устремлений. Люди с жизненным опытом не удивятся рассудительности и прагматизму Петра Ивановича Адуева. На столкновении героев двух возрастов, жизненных позиций и характеров строится как роман, так и спектакль Александра Коршунова.
В 2024 году спектаклю исполняется десять лет.
С июня 2023 года роль Александра Адуева исполняет Никита Вашакидзе, студент ВТУ им. Щепкина. Энергия, горящие глаза, восторг от жизни и переполняющих чувств, пластичность, романтические порывы – зритель с первых минут спектакля вовлекается в происходящее. Мы видим уютный дом, любящую маменьку, соседей и друзей. Веет провинциальным уютом, гармонией и неспешностью.
Меня поражает то, как режиссеру Александру Коршунову удается создать нужную атмосферу, будь то девятнадцатый век или советское время минимальным количеством изобразительных средств.
На сцене в формате маленького амфитеатра зритель испытывает сопричастность к происходящему. Нет «четвертой стены», нет ничего, разделяющего происходящее действие и зрителя. И зритель становится свидетелем происходящих историй, гостем в доме Анны Павловны или Петра Ивановича.
Дядюшка Петр Иванович в исполнении Дмитрия Ячевского рационален, прагматичен, ироничен. Но, на мой взгляд, не циничен. Это человек с жизненным опытом, чьи порывы, казалось бы, остыли. В этой роли легко можно скатиться к карикатурности и гротескности, излишней комичности персонажа, Дмитрию Ячевскому удалось этого не сделать. Созданный образ абсолютно достоверен, убедителен.
Спектакль динамичен. Столкновение молодости и зрелости, двух жизненных философий заставит зрителя не раз улыбнуться. Несмотря на значительную продолжительность смотрится на одном дыхании.
Каждый герой проходит свой путь и уроки. Нет ничего заранее установленного, а жизнь постоянно ставит перед человеком выбор. Но в любом возрасте важно оставаться чувствующим человеком.
Разум или чувства? Как удерживать баланс? В конкретной ситуации человек делает свой выбор. В конце спектакля мы видим, что герои меняются ролями, Петр Иванович смотрится более человечным и душевным, он чувствует вину и ответственность, а Александр удивляет зрителя своей холодностью. Финал убеждает в том, что самое главное – это близкие люди, которые важнее любых чинов и регалий.