Найти тему

(Не)равенство в прошлом и будущем

Оглавление
иллюстратор Кирилл Панченко
иллюстратор Кирилл Панченко

Где искать истоки неравенства и возможно ли вообще без него развитие? Стоит ли считать рабство и колониальную политику фактором, который привел к развитию европейских стран и подъему промышленной революции?

Разговор о социальном неравенстве не прекращается с XIX века. Публикация новых книг, посвященных этой теме, всегда сопровождается оживленными дискуссиями. И выход «Великого расхождения» Кеннета Померанца и «Капитала в XXI веке» Томы Пикетти в 2023-м году не стало исключением.

По мнению представителей Парижской школы экономики и Высшей школы социальных наук Парижа это две наиболее влиятельные книги по экономической истории нового тысячелетия, которые предлагают взаимодополняющие точки зрения. Изучаем основные тезисы авторов книг и дискуссии в нашей статье.

Неравенство на Востоке и Западе

Давайте начнем с факта: 75% хлопка, использованного в европейской текстильной промышленности, было добыто американскими рабами на плантациях. Значит ли это, что развитие приводит к большему социальному неравенству или что развитие невозможно без неравенства?

Профессор истории Чикагского университета, автор книги «Великое расхождение» Кеннет Померанц считает, что неравенство, рабство и колониальная политика играли центральную роль в подъёме Европы и промышленной революции.

Он отмечает, что до начала колонизации и глобализации уровни неравенства на Западе и Востоке были сравнимы по своему масштабу, а необходимость увеличения военного бюджета из-за враждебной международной обстановки снижает возможности для социальных расходов.

Как же это повлияло на развитие стран Востока и Запада? Создание военно-политических альянсов на Западе в послевоенное время сопровождалось сопутствующим сокращением расходов на армию. Это позволило западноевропейским странам сократить расходы на армию и увеличить расходы на социальную сферу. В то же время в Азии велись вооружённые конфликты, заставлявшие страны увеличивать расходы на оборону. Поэтому социальное государство в этой части света появилось значительно позже.

При этом за последние 30 лет Китай внёс существенный вклад в сокращение глобального неравенства и увеличил доходы среднего класса. А Россия и Япония внесли свой в той части, где у верхушки среднего класса сокращаются доходы. Померанц считает, что распад СССР привёл к «катастрофе в доходах населения» постсоветских государств.

Эксперт утверждает, что развитие должно достигаться теми институтами, которые стимулируют участие граждан на локальном уровне. Недостаток консультаций с гражданами не позволяет справиться с вызовами для окружающей среды: например, несмотря на то, что Китай сокращает выбросы в расчёте на душу населения, там не происходит отказа от таких углеродных технологий как угольные тепловые электростанции. А это в долгосрочной перспективе не приводит к разрешению экологических вызовов.

Неравенство необходимо для развития?

Тот факт, что развитие основано на расхождении институтов не означает, что крайнее неравенство было необходимо для развития в Новое время. И в долгосрочной перспективе общество все-таки движется к большему социальному равенству, отмечает Тома Пикетти, профессор экономики Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики и автор книги «Капитал в XXI веке».

Обращаясь к тебе неравенства во Франции, Пикетти пишет, что распределение доходов в этой стране в 1800-2000 гг. значительно изменилось. Средний класс, а это 40% населения, стал владеть 40% от совокупных личных доходов, то есть их доля в структуре собственности увеличилась в два раза. При этом низший социальный класс стал владеть не 0% богатств, а около 10% — то есть они не стали богатыми, но теперь могут строить планы на будущее и быть более независимыми.

И, возможно, одна из главных причин таких изменений — это «взлёт» социального государства, в котором делается акцент на образовании, пенсиях, системе здравоохранения и социальной поддержке семей

Другой фактор — прогрессивное налогообложение. До эпохи неолиберальной стабилизации в конце 80-х — начале 90-х XX века в мире расширялось использование прогрессивного налогообложения: налоги для богатых росли в Европе на всём протяжении послевоенной истории.

Фактором, наоборот сдерживающим дальнейшее расширение равенства во Франции, становится сокращение расходов на образование. Так, во Французском Алжире, который существовал в 1830—1962 годах, французские поселенцы присваивали 82% от всех расходов на образование. Это приводило к ситуации, когда лучшие образовательные инвестиции получали 10% населения.

Но в целом, как считает эксперт, на уровне внутренней политики ХХ век продемонстрировал тенденцию к большему общественному равенству и достатку через развитие социального государства, демократизации образования и прогрессивному налогообложению.

«Это может и должно быть продолжено в XXI веке», — заключает Пикетти.

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться на сайте журнала «Позитивные изменения».