Вероятно, на первый взгляд, название Железнодорожный район звучит до ужаса скучно. Но это только на первый взгляд. Район этот интересный, своеобразный и неоднородный. Поэтому сегодня я хочу поделиться некоторыми результатами своих небольших изысканий в области истории этой местности.
Обратимся к той части современной Железки, что раскинулась к северу от Дона и к востоку от Мёртвого Донца (и к западу от реки Темерник, соответственно). Даже на этом участке выделяются несколько разнородных частей: казачья станица Гниловская (растянулась по-над Доном), Затемерницкое поселение (на холме, где стоит памятник Стачке 1902 г., к северу от балки Камышевахи; оно же Бессовестная слободка, оно же Ленгородок), Олимпиадовка. Все эти населенные пункты в разное время войдут в состав города Ростова-на-Дону.
Появление этих трех населенных пунктов относится к имперскому периоду. Позже площадь заселения разрасталась, на картах появлялись новые топонимы, одни названия сменяли другие. Появятся еще как минимум Красный Город-Сад, Лягушевка.
Сегодняшняя публикация будет посвящена станице Гниловской - старейшей части района, да и всего Ростова (если брать в расчет русскую историю этой местности и не учитывать всяких там меотов, конечно). Поехали.
Станица Гниловская на картах Ростова-на-Дону
Станица Гниловская впервые упоминается в 1747 году. По некоторым данным , станица (стан) могла возникнуть и раньше - сразу по окончании Русско-турецкой войны 1735-1739 годов.
Место для станицы было выбрано неслучайное: империи надо было закрепляться в гирлах Дона, продвигаться к морю, осваивать рыбный ресурс - помним, что с юга подпирала Турция.
Место оказалось весьма благоприятное, несмотря на, казалось бы, мрачные топонимы и гидронимы: Гнилая Тоня, затем станица Гниловская, Мёртвый Донец. Версии происхождения названий бытуют разные. Гнилая Тоня или Гниловская названы так потому, что из-за обилия камыша берег был гнилой. В таких местах казаки ловили рыбу сетями. По другой версии, рыбы в Дону было так много, что всю ее не успевали продавать, поэтому она гнила прямо здесь, на месте ловли. Ну а название Мёртвого Донца объясняют тихим и спокойным (будто мёртвым) движением воды в этой реке.
И, судя по имеющимся данным, станица неплохо поднялась главным образом на рыбной ловле и являлась одной из самых экономически развитых станиц Дона.
План Ростова-на-Дону 1913 года
Вопреки первому впечатлению, которое может возникнуть при взгляде на карту, межа станицы не совпадала с линией балки Камышевахи / будущего проспекта Стачки. Она проходила под углом к балке, захватывая территории к северу от нее - это будет лучше видно на планах ниже.
Из плана города 1913 года следует, что Бессовестная слободка, которую люди заселяли и обживали по собственной инициативе, без санкции городской администрации, так или иначе уже была легализована и даже учтена при составлении плана Ростова. На плане города даже отмечен крайний восточный кусочек станицы Гниловской - видимо, постольку, поскольку в сторону станицы уходила Екатерининская железная дорога. А это весьма и весьма значимый объект, который важно указать на карте. Собственно, в силу того, что железная дорога пролегла по территории станицы, Гниловская и вошла впоследствии в состав одноименного Железнодорожного района.
Возле дороги цифрами 61 и 62 обозначены механический и пивоваренный заводы. Механический завод располагался на территории станицы.
Уже на плане 1913 года отмечен Затемерницкий подъем - будущий подъем на улицу Портовую. На плане 1939 года он будет обозначен как Гниловской спуск. Улицы Портовой на плане не видно, но намечены ее контуры (коряво обозначены мною синей линией на плане внизу).
В общем-то, неудивительно, что на плане города 1913 года нет подробного плана станицы :) Она вошла в состав Ростова лишь в 1930 году. Но план станицы мне пока не попался, поэтому использую то, что есть.
План 1924 года
Обратимся к плану города 1924 года. Лучше смотреть план по ссылке, так как у меня получилось нечеткое изображение.
Крестиком, заключенным в прямоугольник, и номером 102 на плане 1924 года обозначены "здания религиозного культа". На карте и так много чьих-то цветных карандашных пометок - я добавила свою: красная стрелочка внизу. Здесь отмечен храм.
Если сличить карту 1924 года с современной картой, то будет понятно, что храм располагался на месте современной улицы Портовой. И что-то мне кажется, что крестиком на карте отмечена Серафимовская церковь, которая строилась в 1904-1911 годах и которая, несмотря на все перипетии собственной истории, до сих пор стоит на прежнем месте.
План города 1931 года
На плане Ростова 1931 года, составленном геодезистами, отмечены балка, два холма по обе стороны балки, и низина, по которой протянется Портовая. Холмы заселяются, застраиваются.
Обозначим будущие проспект Стачки (зеленый) и улицу Портовую (синий).
План 1939 года
На плане 1939 года тоже есть кое-что интересное.
Отмечены улица Коминтерна, площадь Дружинников, балка Камышеваха. Проспект Стачки еще не обозначен. Собственно, задумка объединить Старый Ростов (точнее, центр Ростова) с его западными окраинами появилась в начале советской эпохи. Строительство моста через реку Темерник началось в 1938 году. На него вели улицы Московская и Станиславского в старом городе, а продолжать мост на запад должна была новая дорога. Великая Отечественная война заставила приостановить строительство. Путепровод достроили к 1948 году, а дорогу по Камышевахской балке закончили прокладывать к середине 1950-х годов.
Но что же еще интересно на плане 1939 года? Уже обозначена улица Портовая. И, обратите внимание, к востоку она расширяется до площади: здесь был базар (ну, или один из базаров) станицы Гниловской. А по старой доброй традиции, где был базар, там должна быть и церковь.
А теперь предлагаю выйти к храму Серафима Саровского тем, кто живет недалеко, а остальным - открыть панораму на Яндекс Карте, покрутить стрелочки и оглядеть местность вокруг церкви :)
Здесь была площадь с базаром и с храмом в ее центре - по сути, она и осталась. Все, что нужно, можно купить возле церкви: мясо, овощи, соленья, рыбу, раки. Да, заасфальтированная дорога разбила, разделила пространство условной площади. Интенсивное движение не позволит, вероятно, как в старину, прогуляться от церкви до прилавков. Но суть места сохранилась несмотря ни на что, и это как-то приятно греет душу.
К слову, всего в станице были две церкви - на разных ее концах. Еще одна церковь - Преполовения Пятидесятницы. Она более ранняя, ее основание относится к 1824 году (!!!).
Подытожим
Конечно, это только наброски и всего лишь беглый, краткий обзор. Но, с другой стороны, сколько интересных моментов из местной истории можно почерпнуть, просто обратившись к картам города (и отчасти станицы) разных лет, проследить, как осваивалась и обустраивалась местность.
Казалось бы, тот же вывод о нахождении церкви в станице и наличия вокруг нее площади-базара прост и логичен, а то и очевиден. Но мне, как и многим, наверное, так замылила глаза эта дорога на Портовой, разбившая пространство бывшей площади, да и саму местность привычнее воспринимать как окраину нынешнего города, а не окраину станицы, что даже такое простое "открытие" (скорее, осознание, нет, инсайт) почему-то произвело сильное впечатление. Пространство станицы здесь было совсем иным - а функционирует по-прежнему!
_____________________________
Продолжение следует :)