В преддверии Дня всех влюбленных многие задумываются - что подарить на 14 февраля? И выбор может пасть на "небо в подарок" или "воздушную экскурсию". Предложений подобных услуг предостаточно в сети, особенно в крупных городах. Но будет ли это запоминающимся событием или последним подарком в жизни? А вот тут - как повезёт...
Что представляет из себя подарочный сертификат на полет?
Обычно это красочный, персонализированный, обязательно с картинкой самолета или вертолета ... кусок картона, на котором указываются логотипы, телефоны-адреса, время, место и условия использования, ФИО одаряемого, и ставится печать, вроде как, авиакомпании. Примеров таких "документов" в интернете много.
Цены варьируются в зависимости от региона. К примеру, в Москве и Подмосковье можно прокатиться на самолете в среднем за 10 - 17 тысяч, а в Казани всё то же самое будет по цене 4 - 6 тысяч.
И, вроде бы, на месте всё красиво выглядит: аккуратные самолётики, ухоженная территория аэродрома, приветливый персонал... Но, как известно, "дьявол кроется в деталях".
Что должно быть у компании, которая выполняет авиаэкскурсии?
Давайте признаем честно, что тот человек, который поднимается на борт, и не является пилотом/авиатехником или другим лицом авиаперсонала, это ПАССАЖИР. И кто бы что не пытался придумать, к примеру, что "если мы летим из пункта А и потом в этот пункт А возвращаемся, то это не коммерческая воздушная перевозка", пусть не старается.
Лицо, которое берут на борт, входит в состав экипажа? Нет?
Тогда это пассажир и никто другой.
Деньги за эту авиаэкскурсию берут? Да?
Тогда это коммерческая воздушная перевозка, требующая от компании-исполнителя авиаэкскурсии наличия сертификата эксплуатанта по ФАП-10, согласно статьям 8 и 61 Воздушного кодекса РФ.
Понятия и перевозчика, и пассажира прописаны в статье 100 Воздушного кодекса РФ. Кстати, пассажир - этот тот, кто заключил с перевозчиком "договор воздушной перевозки", как и сказано в статье 103 Кодекса. Подтверждением договора воздушной перевозки является билет - статья 786 Гражданского кодекса РФ.
Компания, которая собирается оказать услугу авиаэкскурсии, должна выдать пассажиру билет. По требованию пассажира может предоставить и копию сертификата эксплуатанта на право выполнения коммерческих воздушных перевозок, но, скорее всего, компания будет всеми правдами и неправдами доказывать, что ей такой документ не нужен и, вообще, "покатушки - это не КВП!".
Причина такого поведения проста - у такой организации сертификата на КВП нет. Как нет его у 97% компаний, которые оказывают услуги "воздушных прогулок".
Пилоты тоже должны быть не частными или пилотами СВС, а пилотами коммерческими или линейными с действующей справкой врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Я уж молчу, что пилотского может не быть вовсе...
Связываться ли с компанией, так относящейся к документам? Решение каждый принимает сам.
На каких воздушных судах летают?
Преимущественно летают на легких самолетах вида Cessna, Piper, реже на сверхлегких самолетах вида Бекас или Сигма, но есть предложения и по вертолетам - Robinson, к примеру.
А знаете, что все эти вышеперечисленные виды (не типы!) летательных аппаратов объединяет?
Все эти воздушные суда объединяет сертификат лётной годности (СЛГ) по федеральным авиационным правилам от 30.07.2020 N 273. Благодаря мудрым специалистам Минтранса России, СЛГ по ФАП-273 может получить в общем-то любой летательный аппарат, собранный неизвестно где, неизвестно при каких условиях и неизвестно кем. Потому выше я говорю именно виды, а не типы. Это уже не типовая Цессна, а "неведома зверушка летушка".
Напомню, что сертификат лётной годности для самолёта всё равно, что акт технического осмотра для машины. Он обязателен, согласно статьи 36 Воздушного кодекса РФ, выдаётся Минтрансом России и подтверждает, что самолет был должным образом обслужен и допущен к полётам.
Использование таких воздушных судов, имеющих СЛГ по акту оценки (ФАП-273), на коммерческих воздушных перевозках согласно п. 3 статьи 36 Воздушного кодекса РФ "не допускается". Но кого и когда это останавливало?...
Подниматься ли в небо на таких самолетах-вертолетах? Решение каждый принимает сам.
Как может завершиться авиаэкскурсия?
Может всё будет хорошо. Вы взлетите, сделаете кружок и мягко приземлитесь. А может... Вот лишь примеры из уже истории гражданской авиации России, расследованные МАК и/или исследованные судом.
Авиакатастрофа 31.08.2019 г. самолета «Элитар-Сигма» RA-1955G в Подмосковье
Договор с пилотом на выполнение полетов осуществлялся родителем пассажира (в качестве подарка на день рождения) через знакомых по сотовой связи заранее.
Пилот выполнил взлет с ребенком 12 лет (пассажирка) на борту. После выхода в верхнюю точку фигуры ВС перешло на снижение с увеличением правого крена и столкнулось с земной поверхностью. Пилот погиб (свидетельства пилота не было), пассажирка с серьезными телесными повреждениями (с переломом бедра и подозрением на перелом позвоночника) госпитализирована. ВС разрушено.
Авиакатастрофа 08.01.2021 г. ЕЭВС самолет РОККИ RA-2659G в Ленинградской обл.
Планировалась воздушная экскурсия в район Финского залива для 2 человек. По результатам расследования МАК, наиболее вероятной причиной катастрофы самолета РОККИ RA-2659G явилось нарушение КВС стандартной схемы выхода и правил визуальных полетов, что привело к столкновению в воздухе с другим самолетом.
В результате столкновения ВС потеряло скорость и высоту, столкнулось с землей и разрушилось. Находившиеся на борту КВС и пассажиры погибли.
Авиакатастрофа 03.10.2021 г. вертолета R44 в Московской обл.
03.10.2021 в районе н.п. Лыткарино Московской области произошло авиационное происшествие с вертолетом R44 RA-04172 частного лица.
Погибли два пассажира. Обоим едва за 20 лет. По данным следствия, они заказали воздушную экскурсию в частной конторе. Погибший пилот имел пилотское свидетельство только частного пилота, что известно из решения по уголовному делу N 1-1/2023 (1-89/2022) в Лыткаринском городском суде Московской области. Расследование МАК до сих пор не завершено.
Суд решил, что воздушная экскурсия была именно коммерческой воздушной перевозкой. Индивидуальный предприниматель получила 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима с запретом осуществления определенной деятельности (тоже на три года).
А решение каждый принимает сам...
В авиации говорят, что пилоты учатся всю жизнь. Самолет не остановишь у обочины, и в небе бывает приходится принимать решения молниеносно. Это требует постоянной практики, что и делают профессиональные пилоты - повышают практические навыки.
У пилотов-любителей, которые преимущественно и оказывают услуги "покатушек", все значительно проще. Многие из них - пилоты "выходного дня".
И каждый сам принимает решение - стоит ли доверять свою жизнь или жизнь близких людей человеку, который возможно даже не знает что такое "тренаж в кабине" или как бороться со "сдвигом ветра".
Пусть количество ваших взлётов соответствует количеству ваших мягких посадок!