Журнал «Тайм» включил Реймонда Альберта Крока в число 100 наиболее важных людей XX века. Помимо того, что этот предприниматель сделал огромное состояние на еде, он привнёс в общепит много инновационных идей и, конечно, оставил след в истории развития франчайзинга.
Бейсбол и фортепиано
Реймонд Крок родился в 1902 году и провёл юность в пригороде Чикаго. С детства обожал бейсбол (спойлер: настолько сильно, что даже купил бейсбольную команду в 70 лет). Однако, Рэй играл не только с битой. По желанию матери он овладел фортепиано и какое-то время даже зарабатывал игрой на музыкальном инструменте, правда, больших денег это не приносило.
Первый бизнес
Будучи ещё школьником, Рэй вместе с друзьями открыл музыкальный магазин. Молодой человек играл на рояле и исполнял песни, привлекая покупателей. Правда, этого было недостаточно: ноты, укулеле, губные гармошки продавались плохо. Магазин вскоре пришлось закрыть. Рэй занялся продажами кофе и безделушек.
Исправленный возраст и женитьба
Следующий яркий эпизод биографии, на который обычно ссылаются разные источники, связан с подделкой документов. В 1917 году, чтобы попасть на фронт, молодой человек изменил свой возраст. Он вошел в состав автомобильной роты, а на следующий год был направлен во Францию.
По возвращении в Америку Рэй искал себя, работал в разных сферах, пока не нашёл себе невесту. Говорят, отец дал согласие на брак на условии, что сын найдет себе постоянный заработок. Так Рэй Крок попал в Sanitary Cup and Service Corporation и начал строить карьеру в продажах бумажных стаканчиков на Среднем Западе. Правда, игру на фортепиано он не бросал – работал пианистом на радио.
Великая депрессия и её возможности
Великая депрессия в США коснулась и семьи Рэя Крока. Отец Рэя умер от кровоизлияния в мозг. Говорили, что удар случился на фоне нервного потрясения из-за того, что он понял, что не сможет расплатиться с долгами.
Долги были страшной реальностью не только людей, но и предприятий. В этой сложной обстановке повышенной тревожности в 1930 году Рэй придумал, как увеличить сбыт бумажных стаканчиков. Напитки можно было купить в аптеках. Наблюдательный мистер Крок увидел, что одна из точек сети Walgreen Drugs во время обеденного перерыва пользуется таким спросом, что клиентам не хватает сидячих мест. Как не упустить выгоду? Налить им напиток с собой в бумажный стаканчик.
Идея Рэя Крока продавать напитки to go показалась менеджеру сети не просто странной, но и невыгодной. Ведь за стаканчик с крышкой клиенту придётся переплачивать… Но Рэй при помощи секретного оружия заставил представителей сети её опробовать. Секретным оружием стали бесплатные крышки к первой партии стаканчиков. Так бизнесмен на практике доказал прибыльность задумки и подписал крупный контракт.
Когда на фоне Великой депрессии Sanitary Cup and Service пришлось сокращать зарплату всех сотрудников, Рэй, будучи лучшим менеджером по продажам, не согласился на новые условия работы. Компании пришлось пойти у него на поводу, так как терять такого ценного работника руководство не хотело.
Эра коктейлей и некруглые цены
Наблюдательность, предпринимательская «чуйка», опыт и нерушимая вера в свою правоту – все эти сильные качества помогли Рэю Кроку увидеть ещё одну возможность для рынка общепита.
Двое из клиентов торговца стаканчиков готовили молочные коктейли. Ральф Салливан стал автором нового рецепта коктейля. Напиток больше нравился посетителям и лучше продавался. Рэй Крок убедил владельца сети Prince Castle добавить в своё меню авторский коктейль. Напиток должен был стоить дороже – не 10 центов, а 12.
Главным возражением стала цена. Ведь чтобы дать сдачу, кассирам нужно потратить больше времени. Спор был жарким, но Рэй оставался непреклонным. Тогда владелец сети Prince Castle мистер Принс согласился, чтобы продемонстрировать Кроку всю провальность этого плана. Вот только задумка сработала. Говорят, 2 лишних цента, добавленных к цене коктейля, принесли сети 100 тысяч долларов.
Миксеры
Мистер Принс изобрёл новый миксер Multimixer, чтобы взбивать одновременно 5 или 6 коктейлей. Это изобретение стало ключевым в карьере мистера Крока. Он убедил начальство Sanitary Cup and Service стать официальным дистрибьютором Multimixer. Крок нацелился на продажу миксеров, но не тут-то было. Тогда мистер Принс сделал мистеру Кроку предложение, от которого тот не смог отказаться: попрощаться с Sanitary Cup and Service, чтобы заняться продажей миксеров. И Крок написал заявление об уходе.
Совсем попрощаться с бывшим работодателем не получилось, ведь компания владела эксклюзивными правами на дистрибьюцию. Крок зарегистрировал фирму Prince Castle Sales, 60% акций было в распоряжении экс-босса Рэя. Чтобы выкупить контрольный пакет за 68 тысяч долларов и избавиться от долгов, Рэю пришлось работать 5 лет.
Вторая мировая война не способствовала улучшению продаж миксеров. Производство даже пришлось остановить, ведь металл требовался совсем для других нужд. После войны спрос стал постепенно восстанавливаться. Рэй успешно реализовывал товар, продавая, в среднем, по 5 тысяч миксеров в год. Но к 50-м годам снова наметился спад. Что стало причиной? Перенасыщение рынка? Падение интереса к коктейлям? Не имеет значения. Рэй почувствовал падение интереса и понял, что пора искать новый продукт.
Рэй и «его» братья
Жизнь Рэя Крока изменилась в 1954 году. В тот момент 52-летний коммивояжёр получил удивительный заказ из ресторана быстрого обслуживания братьев Макдональд. Предпринимателям нужно было 8 миксеров. Значит, там планировали готовить до 40 коктейлей одновременно. Рэй Крок был заинтригован. И не даром. Принцип организации процесса приготовления блюд на кухне и скорость отдачи заказов произвели огромное впечатление на него. Он понял, что за подобными заведениями будущее. На тот момент торговец загорелся идеей поставлять миксеры в аналогичные заведения. Для этого нужна была сеть.
Гамбургеры по франшизе
Рэй Крок был отличным переговорщиком. Он смог преодолеть сопротивление владельцев заведения и убедил продавать франшизы на таких условиях:
- паушальный взнос (950 долларов) оставляет себе Рэй Крок;
- новые франчайзи отчисляют роялти в размере 1,9%. 1,4% забирает Рэй, 0,5% – братья Макдональд.
Рэй Крок открыл свой собственный ресторан в 1955 году в Дес-Плейнз (штат Иллинойс).. Довольно скоро цена франшизы выросла до 1,5 тысяч долларов.
Крок не только активно развивал сеть, продавая франшизы по всей Америке, но и тщательно следил за контролем стандартов. Предприниматель понимал, что небольшое отступление от просчитанной и отработанной бизнес-модели влечёт за собой непоправимые последствия, поэтому он внимательно контролировал соблюдение стандартов, а ещё обучал будущих франчайзи. Через 5 лет в США было уже 200 ресторанов сети. А в 1961 году мистер Крок выкупил у братьев Макдональд компанию за 2,7 млн долларов.
20 лет спустя…
В 1974 году Рэй Крок простился с гигантом фастфуда. Предприниматель приобрёл бейсбольную команду Сан-Диего Падрес. 5 лет он вкладывал в неё все свои силы и любовь, пока, наконец, не сказал знаменитую фразу: «У гамбургеров больше будущего, чем у бейсбола».
Наблюдение, постоянное стремление к модернизации, трудолюбие, вера в себя, умение убеждать – всё это помогло Рэю Кроку не только стать собой, но и сделать сеть «Макдональдс» такой, какой мы знаем её сейчас. Так что спорить, кто перед нами: гений или злодей не имеет смыла. Перед нами – великий предприниматель, который смог навсегда изменить мир.