Найти в Дзене
Sumotori

ЭВМ в СССР. Эльбрус.

Оглавление

Пульт Эльбрус. Фото машзала ИТМ и ВТ .
Пульт Эльбрус. Фото машзала ИТМ и ВТ .

Как был создан и почему провалился компьютер «Эльбрус»

Лучшая статья по этой теме с подробным анализом на уровне министерств и ведомств была написана буквально за день до начало СВО - а именно 22.02.2022 года. Как следствие тема встала и автор не смог продолжить работу.

Рождение советской ПРО. Как был создан и почему провалился компьютер «Эльбрус»

"Давайте кратко вспомним, что предшествовало 1974 году, с которого и начинается официальная история «Эльбруса». В 1968 году начинается серийный выпуск БЭСМ-6, а уже через год Соколов и Мельников приступают к разработке устройства сопряжения АС-6, позволяющего собрать из них подобие кластера. Начинается серийный выпуск на 15 лет устаревшей М-220 и вершины чисто советских мейнфреймов – «Минск-32», продолжавшийся параллельно с ЕС несколько лет, благодаря тому, что «Ряд-1» печально прославились как неработающие не только из коробки, но и после долгого и тщательного допиливания. В этом же году в 60 лет умирает известный советский физик Лев Ландау, математик Александр Есенин-Вольпин арестован как диссидент и отправлен на принудительное лечение в спецпсихушку. 99 математиков подписывают письмо в его защиту, с чего начинается погром в МГУ, приведший к 20 годам яростного антисемитизма и поиска инакомыслящих на мехмате, известных как «черное двадцатилетие». К концу 1980-х мехмат фактически перестает быть значимым центром мировой математики, большая часть толковых специалистов эмигрирует.

В 1969 году создан НИЦЭВТ, начинается разработка «Ряд-1», Лебедев реорганизует ИТМиВТ, выделяя 6 отделов: ЭВМ общего назначения, ЭВМ специального назначения, отдел электронного конструирования, отдел ЗУ и отдел САПР (в это время Рябцев доделывает первую версию ПУЛЬС). Юдицкий возглавляет Специализированный вычислительный центр (СВЦ) МЭП с приданым заводом «Логика» и заканчивает разработку 5Э53 для Кисунько.

------------------------

Автор ------------- Алексей Ерёменко (при необходимости с ним можно связаться на телеграмм канале)

Вторая часть про Эльбрус-2

Рождение советской ПРО. Последний советский суперкомпьютер

Один «Эльбрус», судя по описанию чудовищной системы охлаждения – второй версии, хотели поставить на мехмат ЛГУ, но завкафедрой системного программирования А. Н. Терехов (что забавно, фанатик «Эльбруса», если судить по интервью) от него отказался.

За то, что мы много сделали для «Эльбруса», нам дали фонд на получение этой машины – другим способом ее было не получить. Я был очень горд, потому что это самая мощная машина в СССР. Помещение – зал 500 метров, градирня – бетонный пруд для хранения воды. Выкопали, все сделали. Потом два наших инженера съездили в Москву на завод счетно-аналитических машин, где «Эльбрусы» делались, и, вернувшись, сказали: «Мы сопровождать такую машину не можем». Оказалось, к обслуживанию предъявляются какие-то дикие требования. Точных цифр не помню, но по влажности, например, если чуть более сухой воздух, будут проскакивать искры, и платы сгорят. Если чуть более влажный, появятся капельки, которые попадут на раскаленную плату, и она тоже сгорит. То есть «Эльбрус» можно эксплуатировать, если у тебя есть полк солдат. В условиях Ленинградского университета это немыслимо. Я пытался орать, махать кулаками. Представляете, какая это честь – быть единственной открытой организацией в СССР, у которой есть «Эльбрус»! Я ее заработал. Но потом, разобравшись, мы все поняли и отказались от поставки.

В общем, в мягкой форме здесь описано то же самое, что и с «Эльбрусом-1». Какой, к чертовой матери, полк солдат? Burroughs всех модификаций, включая мощнейшие 7900, закупали университеты в драку – и никакого полка солдат им отчего-то было не нужно. Один такой стоял аж в университете Тасмании на краю мира на одноименном острове у берегов Австралии, и ничего, как-то справлялись, причем даже силами местных «сисадминов» того времени, без поддержки фирмы. Ботаники из Ливермора дождались своего Cray-1 (а потом и Cray-2) и работали с ними тоже без вот этих вот всех ужасов.

Короче говоря, от второго «Эльбруса» точно так же отказывались все, кто только мог, а не могли, естественно, оборонщики и военные, говорят, что один достался и метеорологам. Было бы очень круто собрать список всех инсталляций этой машины, но, скорее всего, это невозможно.