Помню, что с лепетом у Игорехи проблем не было. Он начался по возрасту, интенсивно и... перешел в его личный непонятный мне язык. Болтал он постоянно, но только что-то на своём.
В один вечер, когда ему было года полтора, он начал постоянно повторять "И-ПА-ПУ" и прыгать на диване. А мне пришла в голову идея: на слово "ПУ" я подпрыгивала, говорила "ПУ!" и бежала его щекотать. Как ему понравилась эта игра! Я бегала так целый вечер, а потом еще несколько дней подряд. Это был именно тот момент, когда сын осознал - его речь может влиять на поведение других людей.
Но дальше его личный "язык" никуда не девался. Он также постоянно что-то непонятно трещал, и я ничего не могла разобрать. Мне казалось, что это не слова, он просто произносит набор звуков. И я была неправа.
Со временем, когда Игореха подрастал, и речь его становилась понятнее, а он сам узнавал больше слов, эхолалия (а это была именно она) никуда не делась. Он и сейчас повторяет различные фразы, и каждая (!) имеет значение. И они имели значение и раньше, просто далеко не всегда такое, которое я вообще могла предположить. Например, если сына зациклило на фразе "Тяни!" - это из мультика, где персонаж висит на кончиках пальцев, а другой его тянет. Это значит "Мне тяжело". Фраза "А мы хвосты-то поотрубаем!" - из мультика "Жихарка", где кот и петух отгоняют лису. Оно значит "Я злюсь!".
Почему он говорит именно эти фразы? Думаю, они ассоциируются у него с конкретными эмоциями и звучат более эмоционально, чем стандартные. В отрывке про хвосты эмоциональный накал выше, чем в банальном "я злюсь". И это именно способ не сколько донести информацию, сколько выразить эмоцию.
И так каждый отрывок, который он цитирует, имеет свой собственный смысл. И это большое подспорье к установлению контакта с ребенком.
Ну и да, фраза "И-ПА-ПУ!" - была частью мультика про трех котят и их песенки. Она значит "Позовите папу!" Но это я поняла только спустя много лет. :)
#аутизм #РАС #инвалидность #особенное_детство #в_спектре #эхолалия #ирина_булах_Игореха