Свободное время все люди проводят по-разному: одни смотрят сериалы, другие читают книги, третьи занимаются спортом. Однако некоторые предпочитают довольно необычные хобби. Например, создают шедевры из пеньков и превращают доски от снесенных старинных домов в уникальные интерьерные скульптуры и изделия. Подобное увлечение подойдёт не всем, но мастеру из Нижнего Новгорода Александру Ивасенко оно оказалось по плечу.
Резьба по дереву стала способом переключения из виртуального мира в реальный
Декоративно-прикладным искусством Александр занимается давно, ещё со школы, которую он закончил 30 лет назад. Но создавать интерьерные изделия из дерева в русском стиле он начал только в 2020 году.
– С 2005 года я работаю фотографом. Фотография – это умозрительная штука, особенно сейчас, когда она стала цифровой. Как итог, ты видишь свои произведения только на экранах, поэтому хочется как-то переключаться и получать разгрузку от этого занятия, – объяснил «КП – Нижний Новгород» мастер. – Это очень хорошее переключение именно из виртуального мира в реальный. Работа фотографа сейчас на 70% состоит из сидения за компьютером. Это интересно и хорошо, но хочется разнообразить свою деятельность.
Так, когда несколько лет назад у Александра появилась дача и возможность долгое время находиться на природе, он всерьез стал уделять время деревообработке. Всё дело в том, что заниматься резьбой по дереву в квартире совсем неудобно, да и соседи не поймут. Шума от работ, как и мусора, хватает.
– Все эти процессы достаточно грязные: надо пилить, стругать, вырезать, шлифовать. Повсюду будут опилки, таким в квартире заниматься не станешь, – подчеркнул Александр.
Сделал первую работу после того, как его очаровала фигурка коника незнакомого мастера
Первую работу мастер хранит как талисман и даже помнит, почему решился сделать её. Как-то раз Александр случайно забрёл в музейно-туристический комплекс «Город мастеров» в Городце и наткнулся на мастера, торговавшего резными лошадками.
– Фигурки были кургузые, нелепые, но и очень настоящие при этом. Я стоял у прилавка как зачарованный и крутил в руках эту лошадку. Для такой вещи у неё была копеечная цена, в тот момент при себе у меня не было никаких денег, я просто смотрел на неё. Я тогда понял, что очень хочу такую же, – вспоминает с улыбкой Александр.
Фигурка лошадки настолько очаровала нижегородца, что он поехал домой с мыслью, что сделает такую себе самостоятельно. На даче мужчина отыскал старую доску, нарисовал на ней контур и выстругал лобзиком простенькую коняшку.
– А наши соседи – художники – покрасили фигурку красной краской. Когда я увидел итог, то подумал, как же это классно, и что большего мне и не надо. Эта лошадка до сих пор стоит у меня на даче, – поделился мастер.
А самой ценной работой для мастера стал напрестольный крест, который он вместе с братом сделал для Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Крест-мощевик был выполнен из дуба по просьбе нижегородского священника, находящегося в Израиле.
В ход идут половицы, найденные в руинах снесённых домов
Основные инструменты мастера – это ножи, топоры и бензопила. Важную роль также играют и материалы, используемые для обработки. Александр предпочитает использовать для своих изделий сухостойные вязы, хвойные породы древесины – ель и сосну, а ещё в пользование идут старинные половицы, найденные в руинах снесённых домов.
– Помню, в детстве я читал книжку «Юным любителям кисти и резца», в которой автор говорил использовать старую сосновую доску, желательно ту, которой около 100 лет, – рассказал Александр. – Всё дело в том, что старинная выдержанная сосна приобретает внутри приятный оранжевый цвет. Смола в ней окисляется и доска становиться тёплого оттенка. И мне, видимо, эта тема сильно запала в душу.
Так, некоторые из своих материалов Александр находит самостоятельно, другие же интересные «находки» ему привозит друг, занимающийся спилом деревьев. В ход даже идут брёвна от упавших елей на даче.
– В юности я жил в самом центре Нижнего Новгорода, вокруг много домов сносили и сосед коллекционировал половые доски. Они у него были массивные старинные широченные толстенные и тяжеленные. Сосед умер, а доски остались. Частично я использовал и его запасы, – добавил мастер.
Изделия должны сохранить фактуру дерева и следы обработки
В среднем на изготовление одного изделия у Александра уходит около недели. Работа выходит кропотливая: надо найти интересные образы, нарисовать наброски, масштабировать их и найти подходящие, подобрать материал, сделать выкройку, отторцевать доску и многое другое.
– Техники в работе использую очень простые, я пытаюсь в изготавливаемых вещах сохранить фактуру дерева и следы обработки. Мне всегда хочется добиться такого эффекта, чтобы были видны следы резца или зазубрены от цепной пилы, – объяснил нижегородец. – Правда, мне не хочется, чтобы были заусенцы, чтобы не цепляться и не травмироваться, не посадить занозы от соприкосновения, но чтобы фактура была живая со следами ножа и топора. Такой способ обработки дерева мне нравится.
Все изделия мастера очень разные по формату: высота одних всего лишь 7 сантиметров, а других – 50 сантиметров. От масштаба деревянных скульптур зависит и цена. Можно купить изделие за 3 тысячи рублей, а можно и за все 50 тысяч рублей.
Работы вдохновлены эстетикой русского севера и предметами крестьянского быта
В своих работах Александр часто прибегает к архаичным образам из народного творчества. Например, нередко его изделия изображают традиционных персонажей: лошадей, медведей, ястребов, львов, кентавров, русалок и русалов, птиц Сирин.
– Хочется в этих образах поддерживать традицию, вносить ноты преемственности и архаичного искусства в современные интерьеры и жилье. Мне важно, чтобы мои работы были в национальном стиле, но в то же время переработанными в современном исполнении, – рассказал мастер.
Также многие из изделий Александра отсылают к мотивам северной крестьянской культуры.
– Тогда бытовые предметы создавались кустарным способом, на коленке, людьми, которые не имели никакого отношения к искусству. Они были в основном земледельцами или людьми, которые жили натуральным хозяйством. Однако их домашняя утварь и фрагменты жилищного убранства сейчас стоят в музеях, как предметы искусства. Они создали такую эстетику, которая сейчас воспринимается достаточно цельно, архаично и находит отклик у русского человека, сочетаясь с нашей природой, – подчеркнул нижегородец.
Уникальные фигурки можно приобрести на выставках
В последнее время Александр старается выставлять свои изделия на выставках. Например, совсем недавно его работы можно было посмотреть, потрогать и купить на выставке «Трын*Трава. Современный русский стиль» в Москве.
– Хочется развиваться в этом ремесле, плотно сотрудничать с галереями, но всему своё время. Человек может всё, если захочет. А если он не может, значит, не очень хочет и не очень ему это надо. Успевать всё трудно, но это вопрос желания, – подытожил мастер.
Уже совсем скоро работы Александра Ивасенко можно будет увидеть на Нижегородской ярмарке. Именно здесь с 27 января по 4 февраля откроется международная выставка искусств «Арт-Мир».
Автор: Кристина БЕРБАСОВА