Профессиональная дегустация – объективная оценка качества продукции любого уровня по органолептическим характеристикам. Важна она? Несомненно – да. Интересна она потребителю? Не всегда.
Гораздо важнее и для маркетинга, и для покупателя алкоголя результаты потребительской дегустации, когда алкогольный напиток пробуют и оценивают именно опытные потребители напитка, хорошо знающие продукты данного вида, данного производителя, а также его конкурентов.
Потребительская дегустация проводится с целью оценки качества продукции в соответствии с заявленными/установленными требованиями к продукции и ожиданиями потребителей с учетом её ценовых параметров. Т.е. критерии оценки:
- соответствие заявленному производителем уровню качества;
- соответствие ожиданиям дегустатора;
- соответствие ценовой группе продукции.
Важность учета цены в потребительской дегустации в том, что она во многом определяет потребительские ожидания от продукции. Это рассуждение предполагает, что в процессе дегустации цена – константа, например, в конкурсных дегустациях все понимают, что дегустируется продукция высшего ценового сегмента. В этом случае имеет смысл сравнивать разные образцы одной ценовой категории.
Но могут быть и другие виды дегустаций, когда цена не имеет значения или варьируется.
Именно потому, что у профессиональной и потребительской дегустации разные критерии, вполне допустимы случаи, когда оценка потребителей гораздо выше оценки профессиональных дегустаторов или наоборот: средний по оценкам профессионалов продукт, продаваемый по минимальной розничной цене явно выиграет в оценке потребителя как у продукта более низкого качества, так и у продукта схожего качества, но по более высокой цене.
Как дегустируют алкогольную продукцию наши эксперты, и кто они?
Прежде всего эксперты – не новички в алкогольном бизнесе. Среди них есть и профессиональные дегустаторы, но главное - все эксперты хорошо знают продукт и не раз его употребляли, а также знакомы со вкусом самых популярных продуктов в дегустируемом сегменте напитков.
При организации дегустации с одной стороны условия проведения максимально приближены к реальным (как потребитель пьет эти напитки), с другой стороны ничто не должно мешать дегустатору оценить полноту ощущений от употребления напитка.
Например, по водкам высшего ценового сегмента. Никакой острой или соленой закуски, только нейтральные хлебцы, свежие огурцы, докторская варёная колбаса. И никакой заморозки водок перед дегустацией. Ведь потребитель купил бутылку водки за 1000 руб., чтобы ощутить её вкус и аромат, пропустив стопочку, и не спешить закусывать. Какой смысл такую водку замораживать или даже охлаждать в холодильнике, тогда ведь она станет безликой и невыразительной, как водка за 500 руб. за бутылку.
Другое дело – водки, которые на полке магазина стоят по минимальной розничной цене (МРЦ). Такую водку уважающий себя потребитель обязательно охладит в холодильнике и подготовит соответствующую закуску.
Очень важно при дегустации собрать разные субъективные мнения экспертов и выработать единую объективную оценку. Соответствующая процедура и схема бальной оценки позволяет это сделать. На объективность итоговой оценки влияют и количество дегустаторов, и их навыки и опыт, и калибровка их сенсорных способностей, и правила обработки индивидуальных результатов. Всё это заранее продумывается и обговаривается, и даже при необходимости документируется.
В итоге по результатам дегустации экспертов должна сложиться объективная оценка каждого образца, максимально приближенная к мнению большинства активных потребителей дегустируемых напитков. Именно такой экспертной оценке может смело доверять потребитель.