Совещание было созвано в связи с возможным влиянием аварии на Нижегородском НПЗ на рынок бензина. Более существенных шагов регуляторы пока не готовят, ограничившись рекомендациями компаниям по насыщению рынка топливом. Хотя бензин умеренно дорожал на бирже почти весь январь, эксперты пока не ожидают роста цен на топливо на АЗС.
Регуляторы призвали нефтяников не повышать стоимость топлива на АЗС, рассказали несколько собеседников «Ъ» по итогам совещания у вице-премьера РФ по ТЭКу Александра Новака с представителями нефтекомпаний 19 января.
Ключевым драйвером для подорожания топлива на бирже, который влияет и на его цену на АЗС, является снижение выпуска бензина на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа из-за вывода из строя одной из двух установок каталитического крекинга (см. «Ъ» от 15 января). На второй установке также наблюдались неполадки, однако к настоящему моменту выпуск бензина на ней практически полностью восстановлен. В пресс-релизе правительства по итогам совещания у господина Новака были отмечены «стабилизация цен на топливо в стране и отсутствие его дефицита».
Сейчас оптовая стоимость бензина находится на уровне конца февраля 2023 года, но на фоне аварии на Нижегородском НПЗ она росла на протяжении всей прошлой недели.
19 января стоимость АИ-95 и АИ-92 на бирже увеличилась на 1,8% и 1,6%, до 48,4 тыс. и 45,3 тыс. руб. за тонну соответственно.
Ряд собеседников «Ъ» ожидали, что правительство назовет конкретные шаги по насыщению рынка бензином АИ-95, но этого не произошло. В сообщении правительства было сказано о планах нефтяников по наращиванию выпуска бензина и дизтоплива в 2024 году, а также об оптимизации сроков и графиков ремонтов НПЗ.
В Минэнерго прежде заявляли о возможном перенаправлении части экспорта бензина на внутренний рынок. Из-за аварии на Нижегородском НПЗ поставки бензина АИ-95 на рынок сократились примерно на 200 тыс. тонн в месяц, при этом ЛУКОЙЛ начал скупать бензин у других производителей для снабжения собственных АЗС.
Январь — традиционно месяц наиболее низкого спроса на бензин в России, поэтому очевидных предпосылок для существенного роста цен на топливо сейчас нет. Но власти проявляют осторожность, учитывая еще недавний опыт топливного кризиса прошлого года.
Ключевыми причинами взлета стоимости топлива тогда стали рост цен на нефть вместе с ослаблением курса рубля, а также решение Минфина о сокращении вдвое демпферных выплат для нефтекомпаний.
Стоимость бензинов непрерывно росла с весны до осени 2023 года, обновляя исторические максимумы. В течение нескольких месяцев правительство не спешило принимать жесткие меры, пока в конце сентября не ввело эмбарго на экспорт топлива, а также вернуло полные выплаты по демпферу, что в итоге стабилизировало цены.
Стоимость топлива на АЗС остается предметом пристального внимания ФАС и Минэнерго, особенно в преддверии мартовских выборов президента РФ. Власти стремятся не допустить, чтобы цены на заправках росли выше инфляции.
По данным Росстата, в первую рабочую неделю января цены на бензин на заправках в среднем по стране не росли. Хотя сейчас оптовые цены на бензин все еще относительно низкие, операторы АЗС испытывают искушение постепенно повышать ценники, чтобы компенсировать убытки прошлого года.
Розничные цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 6,2% и 6,9% в течение 2023 года, оценил «Петромаркет», и не превысили уровень инфляции в 7,4% (по данным Росстата). Операторы АЗС сейчас получают комфортную прибыль при продаже бензина. Так, отмечают в «Петромаркете», чистая маржа торговли топливами на АЗС находилась на уровне 7,3 ₽ и 8,3 ₽ за 1 л для АИ-92 и АИ-95 соответственно. Аналитики полагают, что «предпосылок для серьезного роста розничных цен в ближайшей перспективе нет».
Дмитрий Козлов
]]>