Найти тему

Как развивать культуру сотрудничества в эпоху перемен

Открытость и понимание становятся ключевыми качествами современных организаций. Вместо изоляции и жестких рамок бизнеса, компании должны быть готовыми к обмену идеями и опытом, а также к диалогу с заинтересованными сторонами.

Турбулентные 2020-е начались с «черного лебедя» пандемии. Человечество не было к этому готово, как и бизнес. А затем «двадцатые» продолжились шоком ряда геополитических событий, которые доказали, что то, как развивалось общество и бизнес ранее, немыслимо в настоящее время. Эпоха подхода к стратегии развития по типу метода Монте-Карло или методу Бюффона закончилась, возможно, не начавшись вовсе. Экономический кризис, деглобализация сопровождаются ростом сложности управления. Компаниям приходится заниматься всем и сразу: перестраивать логистику, уделять внимание цифровой трансформации, менять структуру управления в связи с переходом на гибридный график, конкурировать за дефицитные и дорогие кадры. В ходу акронимы VUCA, BANI, SHIVA, позволяющие кратко описать, в каком хрупком, нестабильном и сложном мире мы живем.

Главными достоинствами стратегического планирования сегодня становятся такие понятия, как динамичность, креативность, гибкость мышления и методов. В понятийное поле входят термины «амбидекстрия» – подходы, поддерживающие операционную эффективность и инновационное развитие. Завершение экстенсивного развития компаний знаменуется термином disruption, появлением компаний «дизрапторов», которые навсегда ломают устоявшееся представление о том, как управлять и развивать бизнес.

Компании всего мира готовятся к длительному периоду ослабления экономики. Опрос, проведенный консалтинговыми агентствами, входящими в «B4», показал, что основной фокус большинства CEO сосредоточен на культурной и цифровой трансформации компаний и бизнеса, работе над привлечением и удержанием талантов. Осознание того, что количество незаполненных вакансий достигнет критического уровня в условиях дефицита талантов приводит к пересмотру условий парадигмы вектора развития организаций.

В 2022 году консалтинговая компания BCG провела исследование-опрос более чем 2600 топ-менеджеров, принимающих решения об инвестициях в глобальных компаниях, и выяснила их мнение о том, что приводит к провалам в проектах по цифровой трансформации при работе с поставщиками:

  • 84% неудач связаны с неудобной координацией работы поставщиков;
  • 74% — это шаблонные решения;
  • 69% некачественное обучение сотрудников компании.

KPMG, в свою очередь, обозначает такие проблемы, как недостаток специалистов, инженеров-программистов и дата-саентистов. Чтобы привлекать сильных айтишников и разработчиков ПО, компаниям приходится изобретать дополнительные программы мотивации.

Тренды по работе с людьми

Важнейший тренд 22–23 годов — повышение важности корпоративного обучения и переосмысление подходов к нему. В последнее время увеличился разрыв между навыками работников и требованиями нанимателя, и его необходимо устранять. Половина руководителей уверена, что у сотрудников нет нужных навыков для реализации стратегии компании. Клейтон Кристенсен, автор «Дилеммы инноватора» и основоположник теории прорывных или подрывных инноваций, в Harvard Business Review писал: «Важную ли роль играют менеджеры в современном мире и на что они реально могут влиять? Как оказалось, эти люди не имеют никакого значения, если не опережают время и не пытаются осознать, что происходит в мире». Появляются такие термины, как «великая переквалификация», reskilling и upskilling. Устранение разрыва в навыках — одна из важнейших целей и задач HR, отделов обучения и развития. В первую очередь компаниям потребуется повысить квалификацию менеджмента. В последнее время на руководящих должностях оказалось много неопытных управленцев. Как писал Лоуренс Питер, «в иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности». Они плохо справляются с антикризисным управлением. Другой тренд — устранение пробелов в навыках у поколения Z. Социальная изоляция сильно ударила по молодежи, затруднила достижение образовательных и карьерных целей. У поколения наших детей плохо развиты soft skills, когда мы говорим о ведении переговоров, создании сети контактов, умении уверенно выступать перед большой аудиторией, а также о развитии социальной выносливости и внимательности, столь необходимых для работы в коллективе. Однако социальные навыки с начала 2020-х ухудшились у всех. Выгорание, истощение, неуверенность в карьере и...

Подробнее на it-world.ru