Ну что, друзья, наконец-то мы можем сравнить два музея шоколада, которые я посетил с разницей в месяц: совершенно никчёмный «музей шоколада» в Покрове и музей истории рязанского шоколада (где бы вы думали?) в Рязани.
Вообще, понятие «музей шоколада» у меня изначально вызывало скептицизм — слишком живы в памяти воспоминания о Санкт-Петербурге, когда я зашёл в один из таких «музеев», а внутри обнаружил обычную лавку с сувенирными шоколадными скульптурами Ленина и Пушкина. Никого, кто знаком с работами выдающихся шоколадных скульпторов (таких, как, например, Амори Гишон), эти фабричные поделки впечатлить не смогут — мастера-то делают всё вручную и в штучном экземпляре. Просто наберите в ютубе "Amaury Guichon", если вдруг не видели.
Но музей в Покрове не дотянул даже до этих питерских лавчонок. Да что там, это вообще оказался не музей, а информационный центр несколькими плакатами на стенах и парочкой слабеньких витрин.
Но вот то, что я увидел в Рязани, меня впечатлило.
Друзья, это настоящий музей! Даже если рассматривать его просто с точки зрения истории и краеведения, а не шоколада. Серьёзно, у некоторых краеведческих музеев коллекция экспонатов беднее, чем здесь, в частном музее, открывшемся всего лишь 4,5 года назад.
Экскурсия началась с того, что нам выдали «волшебные плащи» для «перемещения в прошлое», и девушка-экскурсовод в одежде как бы XIX века повела нас в первый зал.
Музей расположен на пешеходной улице — Почтовой, названной так в честь располагавшегося здесь почтамта. Поэтому первая часть экспозиции посвящена почте и всему, что с ней связано.
Здесь рассказывают про верстовые столбы, почтовые экипажи, письма, конверты и марки. Все экспонаты сопровождаются табличками, рассказывающими интересные исторические факты о почте.
Далее следует зал с археологическими находками (встречаются очень интересные вещи!), в котором кратко рассказывают об истории Рязани и о происхождении названия города.
Версий, как водится, несколько, и у каждой есть свои сторонники и противники. Тут вам и многочисленные версии происхождения от слова «резать» («отрезанная земля», возможно даже Окой, от других княжеств; или «резали» друг друга знатно «в кровавой стороне рязанской»), и «ряса» — топкая местность болотистой Мещёры, и «резана» — древняя денежная единица Киевской Руси, и сорт яблок «рязань», которыми славилась эта земля.
Каждой из этих версий посвящена отдельная витрина.
Экскурсовод при этом совершенно честно отвечает, что, мол, единой версии нет, поэтому утверждать ничего не будем. Здравая позиция.
В общем, в этой части музея лично мне придраться не к чему — рассказывают интересно и подробно, дают попробовать рязанские яблоки, все сомнительные версии приводят с оговоркой.
А потом начался рассказ о шоколаде.
Я, как и многие из вас, никак не мог взять в толк, как связаны Рязань и шоколад. В музее об этом подробно рассказывают.
Как известно, после открытия Америки и освоения её испанцами (XVI век), какао-бобы попали в Европу. Но европейцы не смогли пить «чоколатль» — напиток, изготавливаемый из какао, в том виде, в каком его пили южноамериканские индейцы. Для привередливых жителей Старого Света он был слишком горьким.
Прошло 170 лет, пока в Европе догадались смешивать молотое какао не с водой, а с молоком, и пить горячим, что знатно улучшило его вкус. Тогда, наконец, напиток стал завоёвывать популярность, оставаясь при этом привилегией знати.
Пили шоколад и российские императоры, а также их приближённые.
В общем, шоколад употребляли исключительно в жидком виде, пока, наконец, не произошло важное событие.
У кареты императора Александра I, когда он проезжал через Рязань, отвалилось колесо. Пока карету чинили, император остановился у одного из богатейших жителей города — купца I гильдии Гаврилы Васильевича Рюмина.
Эту сценку изображают две куклы-автоматона, занятые чаепитием. Гостям музея предлагают послушать гипотетический диалог императора и купца.
Надо сказать, что Рюмин был уникальным человеком своего времени. Родившись в семье бедного мещанина, он, что называется, «сделал себя сам». Начал заниматься мелкой торговлей ещё в юношеском возрасте, и постепенно разбогател. На торговле алкоголем. Стал купцом первой гильдии (в то время в Рязани было всего два!), получил дворянский титул, разбогател до невиданных по тем временам капиталов.
К чести Рюмина надо сказать, что он, помня о бедной юности, активно занимался благотворительностью и стал одним из крупнейших рязанских меценатов. Он не только вкладывал огромные деньги в благоустройство родного города, но и направил миллион рублей (баснословную по тем временам сумму) на военные нужды во время Отечественной войны 1812 года, чем заслужил много наград и медалей.
И вот сидят, значит, Александр I и Гаврила Рюмин, чаёк попивают. И тут император начинает ему жаловаться: шоколад люблю — слов нет! Как жаль, что нельзя взять напиток с собой в дорогу. Эх, если бы кто-то придумал твёрдый шоколад, я бы того человека усыпал всяческими регалиями и благосклонностью!
И Гаврила Васильевич принялся за дело.
Много экспериментировал Рюмин с шоколадом, но никак не удавалось ему добиться, чтобы шоколад на основе молока застыл — молоко же жидкое.
И тут — чудо! — изобретают сухое молоко! Ну вот тот самый белый порошок. Причём, изобретают не где-нибудь, а в России!
Это позволило Рюмину сделать твёрдый шоколад, при этом с нежным молочным вкусом. Случилось это в 1820 году, а новый продукт Рюмин назвал «рязанская чоколава».
Царь был на седьмом небе от счастья! А Рюмин стал жить ещё лучше.
Умер Рюмин в 1829 году, поделив своё имущество между детьми. Один из сыновей, Василий Гаврилович, эмигрировал в Швейцарию, и тут начинается совсем уж невероятная история.
В Швейцарии Василий Рюмин знакомится с неким Анри Нестле (да-да, основателем той самой компании), и учит того (!) готовить твёрдый молочный шоколад на сухом молоке! И не просто делится рецептом, но и выделяет деньги на открытие производства.
Вот уж чудо чудесное.
Нестле немного дорабатывает рюминский рецепт (заменяет сливочное масло какао-маслом) и создаёт компанию, которая в наше время является крупнейшим в мире (!) производителем продуктов питания.
А всё из-за рязанского торговца спиртным и императора-сладкоежки.
Вкратце пробегусь по тому, что было с Рюмиными дальше.
Василий Рюмин с женой обжились в Швейцарской Лозанне, стали водить дружбу с европейской богемой, построили дом, занялись виноделием и ещё больше приумножили отцовский капитан.
Их сын, Гаврила (в честь деда), или уже, по-местному, Габриэль, тоже был выдающимся человеком. Жаль, что умер в 30 лет, перед этим завещав все свои деньги на строительства здания, в которое позже переехал Университет Лозанны.
В музее рассказывают, что в Лозанне до сих пор помнят и чтят вклад Рюминых в развитие города, и даже одна из улиц назван в честь Габриэля.
В общем, вот такая невероятная история, друзья. Что здесь правда, а что вымысел, будем разбираться позже, в отдельной статье, которую я напишу после рассказа о музее леденца — там тоже рассказывают о множестве удивительных фактов и исторических открытий.
Да, чуть не забыл. В музее шоколада мы также посетили мастер-класс по приготовлению шоколадных конфет (о нём я тоже расскажу отдельно).
Так что я теперь тоже своего рода шоколатье.
- Читайте по теме: Самый никчёмный музей из всех, где я был: на что точно не надо тратить время в Покрове (про музей шоколада)
- Не забывайте подписаться на мой телеграм-канал и на канал в Бусти — там много того, чего нет в Дзене!
- Экскурсии по городам России заказывайте на Трипстере (Реклама. Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R), а жильё ищите на Суточно.ру (Реклама. ООО «Суточно.ру». ИНН 7709908155)