Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Игры нравственного выбора" - после кораблекрушения вам не досталось места в лодке...

Кораблекрушение Игра продолжает развивать тему кораблекрушения с последующей высадкой на шлюпки. В отличие от уже рассмотренной нами, опосредованной олицетворениями с вещами, эта игра максимально приближена к реальности, в ней уже нет тех сюрреалистических условностей, когда в тонущей лодке могут находиться «лесополоса», «мимика» или «жадность». В лодках находятся люди, и именно их поведение в условиях нарастающего экстрима и угрозой для жизни является полем нравственного самоопределения и выбора. Общая канва игры такова: есть несколько плывущих шлюпок во главе с командиром шлюпки и есть ведущий, постоянно подбрасывающий различные вводные, которые экипажи шлюпок должны выполнить. В случае ненадлежащего выполнения той или иной вводной ведущий наказывает команды ужесточением условий плавания, его цель – постоянно наращивать напряжение вплоть до кульминационной точки, когда решается вопрос «быть или не быть». Это касается как отдельных экипажей, так и игры в целом. Ведущему нужно постарат
Выбор
Выбор

Кораблекрушение

Игра продолжает развивать тему кораблекрушения с последующей высадкой на шлюпки. В отличие от уже рассмотренной нами, опосредованной олицетворениями с вещами, эта игра максимально приближена к реальности, в ней уже нет тех сюрреалистических условностей, когда в тонущей лодке могут находиться «лесополоса», «мимика» или «жадность».

В лодках находятся люди, и именно их поведение в условиях нарастающего экстрима и угрозой для жизни является полем нравственного самоопределения и выбора. Общая канва игры такова: есть несколько плывущих шлюпок во главе с командиром шлюпки и есть ведущий, постоянно подбрасывающий различные вводные, которые экипажи шлюпок должны выполнить. В случае ненадлежащего выполнения той или иной вводной ведущий наказывает команды ужесточением условий плавания, его цель – постоянно наращивать напряжение вплоть до кульминационной точки, когда решается вопрос «быть или не быть». Это касается как отдельных экипажей, так и игры в целом. Ведущему нужно постараться путем манипуляций различными вводными добиться того, чтобы к концу игры осталась только одна шлюпка и уже с ней одной добиться пика кульминационного напряжения.

В общем виде игра выглядит следующим образом.

Все участники игры плывут на корабле. По легенде корабль терпит крушение, и его команда высаживается на несколько условных лодок. В наших условиях игры экипажи сидели на трех «шлюпках», состоявших из двух параллельных лавочках, с одной стороны которых находился стул командира. Командам нужно продержаться трое суток «на воде» до подхода спасательного корабля.

Однако «погодные условия» благодаря ведущему постоянно ухудшаются. Каждые условные «два часа» он объявляет новые вводные. То начинается «дождь», и команды должны «вычерпывать воду», то шлюпка подвергается нападению акул, то в той или иной лодке внезапно открывается течь.… Но главное, постоянно накатывают огромные «волны». По предупреждению ведущего: «Волна справа (слева, спереди, сзади. Можно использовать и стороны света – Север, Юг, Запад, Восток)!..», команды должны развернуть «лодки» носом к волне, то есть успеть быстро повернуть лавочки вместе со стулом командира. Если команда замешкалась или неправильно развернулась, «волна» «переворачивает» лодку и вся команда оказывается в воде. В течение пяти секунд они должны найти пристанище на других лодках, или считаются погибшими. «Мертвые души», то есть те ребята, которые не успели пристать к другим лодкам, оказались оттуда отторгнутыми или добровольно решившие прекратить борьбу за выживание, поднимаются на палубу «Летучего голландца» (у нас это – возвышение-сцена) и уже оттуда наблюдают за всеми дальнейшими перипетиями борьбы за выживание оставшихся участников игры.

По мере приближения к финишу ведущий продолжает нагнетать страсти. Переполненные лодки начинают тонуть, и время от времени ведущий объявляет, что если в течение минуты та или иная лодка не станет легче на одного человека, то все окажутся «за бортом» и погибнут. Как я уже сказал, ведущий регулирует весь ход игры и ведет дело к тому, чтобы к исходу игры осталась одна лодка, которую он продолжает «терроризировать» погодными условиями и необходимостью «облегчения» вплоть до истечения условных трех суток.

Роль ведущего в игре трудно переоценить. От его умения быстро ориентироваться в ситуации, чувства игровой атмосферы и оперативности на 80-90% зависит успех игры. Без импровизации в этой игре просто не обойтись. Но лучшая импровизация – та, которая подготовлена. Поэтому ведущему не худо иметь при себе план-сценарий игры, на который он будет опираться во время своих импровизаций.

1 сутки:

2.00 – сон, ночной мороз (игроки должны имитировать утепление);

4.00 – нарастание волнения, волна с севера, волна с востока;

6.00 – дождь (имитация навесов и вычерпывание воды);

8.00 – отдых, еда, солнце (просушивание);

10.00 – нарастание волнения, волны с юга и запада;

12.00 – шторм, волны с севера, запада, юга, востока;

14.00 – отдых;

16.00 – ливень (вычерпывание воды);

18.00 – нарастание волнения, волны…;

20.00 – резкое похолодание (утепление команд);

22.00 – мороз (в каждой лодке по 2-е обмороженных, которых нужно растирать);

24.00 – отдых в морозную ночь (игроки согревают друг друга телами);

2 сутки:

2.00 – нарастание волнения, волны…;

4.00 – мокрый снег и его налипание на борта (снег нужно сбивать);

6.00 – течь в одной из лодок (постоянное вычерпывание);

8.00 – отдых;

10.00 – нападение акул (от них нужно отбиваться и отпугивать, не наклоняясь близко в воде, возможны погибшие);

12.00 – течь еще в одной лодке;

14.00 – нарастание волнения, волны…;

16.00 – шторм, лодки захлестывают волны, они начинают тонуть (необходимо «облегчение» на 1-2-х человек, в противном случае – все оказываются в воде);

18.00 – шторм продолжается, одна из лодок переворачивается, остальные – перегружены;

20.00 – похолодание вместе с дождем при продолжающемся волнении;

22.00 – обмерзание бортов (лед нужно скалывать, обмороженных растирать, воду вычерпывать);

24.00 – ночной мороз (согревание друг друга).

3 сутки:

2.00 – ночное нападение акул, несколько погибших;

4.00 – опасность столкновения с айсбергом (необходимо усиленно грести);

6.00 – усиление течи в обеих оставшихся лодках, необходимость «облегчения»;

8.00 – нарастание волнения, переворачивание еще одной лодки в условиях акульего нападения (нужно и спасать и отпугивать акул);

10.00 – переполнение лодки (еще пара человек должны уйти, чтобы спасти остальных);

12.00 – ливень, лодка опять переполняется, нужно «облегчение»;

14.00 – еще один айсберг, столкновение с ним и получение пробоины;

16.00 – шлюпка тонет (двое-трое должны «уйти» с интервалом в 10-15 секунд);

18.00 – нарастание волнения, волны…;

20.00 – похолодание, обморожение еще одного участника;

22.00 – усиление течи при мокром снеге с дождем, лодка тонет (здесь должна быть кульминация; с интервалом в «десятки минут» (на самом деле – секунд) лодку должны покидать последние участники игры вплоть до 2-3-х последних);

24.00 – спасательный корабль (спасение всех оставшихся в лодке).

Игра проходит динамично, как за счет пространственно-организационных решений, так и за счет абсолютного дефицита времени на принимаемые решения. Процессы «борьбы за жизнь» происходят практически стихийно, но за счет этого вся нравственная мотивировка поступков оказывается на виду, ибо нет времени на какой-то камуфляж. Игра в этом плане очень нравственно информативна. Кто-то пытается принять тонущих пассажиров другой лодки, а кто-то безжалостно их отпихивает. Кто-то добровольно покидает лодку, жертвуя собой ради товарищей, а кто-то бесцеремонно выталкивает их за борт.

Я хочу рассмотреть с вами, коллеги, два варианта этой игры, разделенные несколькими годами времени. Первый вариант был попроще, ребята находились на шлюпках не «трое суток», а «три часа», да и нравственная конструкция игры была несколько облегченной, хотя нравственный выбор как таковой, вы в этом сами убедитесь, был задействован по полной программе.

В первый раз, в конце концов, после всех «перевертываний» и «облегчений» осталась только одна лодка с четырьмя последними человеками. Им оставалось выдержать последние десять минут, но я объявил, что они смогут продержаться, только если останутся втроем. И этой ситуации «никто не хотел умирать». Я выждал паузу и объявил о гибели и последних оставшихся в живых участников игры.

А теперь давайте совершим «обратный отсчет».

Перед началом игры каждый записал свою мечту, которая могла осуществиться только в случае «выживания» ее обладателя. Смысл этой процедуры в том, чтобы каждый оживил в себе свои главные жизненные ценности и цели. Это очень важно для сущностного «проживания» игры ее участниками. Кроме этого, это – дополнительная, кроме чисто игровой, мотивация для участников, чтобы достаточно серьезно вели «борьбу за выживание». Нужно обязательно подчеркнуть, что мечта может осуществиться только в том случае, если ее обладатель останется «в живых».

Вот, пока без комментариев, список «мечтаний» участников первого «кораблекрушения»:

«Хочу, чтобы на земле был Мир! Счастье, Любовь у меня Дома!» Ира.

«Чтоб приехал знакомый мальчик из другого города». Настя.

«Моя главная мечта – стать актрисой». Аня.

«Быть самым сильным». Коля.

«Я хочу всегда иметь много друзей и быть очень счастливой. И хочу, чтобы среди моих друзей были Дэн, Артем и ЖД». Наташа.

«Хочу, чтобы все люди на земле были счастливы». Катя.

«Чтобы все жили мирно и дружно». Вова.

«Хочу поехать на море». Лиана.

«Моя мечта – это стать художником-модельером». Люда.

«Я хочу, чтобы меня встретил принц на белом коне». Женя.

«Моя самая заветная мечта – не было войны, а у меня – мудрость». Галя.

«Феррари F 500 и подводную лодку». Максим.

«Моя главная мечта – чтобы купили ролики». Сергей.

«Я хочу, когда вырасту, жить в Салониках». Лиза.

«Моя мечта – купить маленький лаковый рюкзак». Света.

«Я хочу, чтобы в нашем мире все были дружны, и не было войны, все были счастливы». Ира.

«Моя главная мечта в жизни – это заиметь видеокамеру». Вадим.

«Я хочу проведать всех родных в Ереване». Роза.

«Моя главная мечта – это встречаться с Артемом (Королем)». Катя.

«Не ссориться с сестрой». Лена.

«Я очень хочу в армии служить во флоте на подводной лодке «Тайфун» акустиком». Саша.

«Я бы хотел вырасти и не попадать в катастрофы». Ярослав.

«Мир – не война, мечта». Стас.

«Чтобы все, кого я люблю, были рядом со мною всегда». Оля.

Что сразу и ярко бросается в глаза? Это разделение на «общественников» и условно, конечно, «индивидуалистов». Тех, кто мечтает о чем-то в первую очередь для других, и тех, кто на первое место поставил желание «для себя». Этот контраст между «маленьким лаковым рюкзаком» и «счастьем для всех» настолько разительно бросается в глаза, что невольно задумываешься о том, насколько глубоко отражены нравственные стороны личности в этих мечтах и насколько справедливо утверждение, что человек есть то, о чем он мечтает.

Конечно, здесь сказываются и возрастные различия участников игры, проявляются и проблемы (ссоры с сестрой) и фобии (боязнь катастроф), но в целом связь между глубинными ценностями личности и их объективированием в мечтах участников игры несомненна.

Вспоминая реальное поведение каждого в игре, проследить зависимость масштаба или глубины мечты с решимостью до конца бороться за выживание уже труднее. В последней перед гибелью четверке остались Катя со «счастьем для всех», Катя со «встречами с Артемом», Наташа с желанием «быть счастливой и иметь много друзей» и Лиана с «поездкой на море».

А теперь, чтобы понять эмоции участников игры, отраженные в итоговых «засветках чувств», предоставим слово «скрытой камере» Ане, которая скрупулезно письменно фиксировала все происходящее:

«Итак, игра начинается.

Команда: «Волна с Востока!»

Все с шумом начинают разворачиваться. Команда Кати «начала тонуть».

Команда: «Волна с Юга!» Теперь никто не затонул. Все встают и садятся обратно на кресла. Кто-то – Лиана – уже захотел поменять свою мечту.

Ал. Ив. говорит: «Итак, мы входим в опасную зону. Впереди веден айсберг». Рулевой сверни…. Нет! Не успели! Удар! Лодка столкнулась с айсбергом. Мы тонем. Течением нас сносит в Антарктиду. Капитан дает команду грести против течения. Дует ветер, пошел дождь, волнение усиливается.

Вдруг с Востока волна. Команду Максима начало заливать. Волна с Юга. Пошел сильный дождь. Лодку заливает. И вот – рассвет. В команде Кати Люда упала за борт. Команду Наташи сносит. Волна с Востока. Нас сносит все дальше. Волна с Запада. Команду Наташи накрыло волной. Они начинают тонуть. Волна с Севера.

Волнение спало. Распределяют, кто спит, кто гребет. Но начинается сильный дождь. Волна с Запада. Все успели развернуться. Но дождь все сильнее. Волна с Востока. Команду Наташи снова накрыло. Лодка тонет. Не успевают вычерпать воду. Лодка Кати перевернулась. Лодки принимают к себе утопающих.

Огромная волна с Запада. Две лодки с утопающими переполнены. Огромная волна с Юга. Команды тонут. Если кто-то не спрыгнет, то лодки затонут. Спрыгнувшие поднимаются на «Летучий голландец».

Огромная волна с Востока, с Запада. Команда Оли тонет. Лена спрыгнула. Лодка поднялась.

Наступает последний третий час. Волнение усиливается. Огромная волна с Юга, с Запада тут же. Сильный дождь. Лодки переполняются. Лодки рассохлись. Некоторые люди прыгают за борт.

Волна с Запада. Лодка Максима перевернулась. Вадим утонул. Волна с Востока. Лодка Наташи перевернулась. Лодка перевернута. Люди покидают ее. Волна с Севера. Кто-то должен спрыгнуть. Вова не хочет. Ира ушла. Волна с Юга. Роза спрыгнула. Волна с Востока, с Юга. Вову пытаются столкнуть. Столкнули! Он утонул.

Через 5 минут – берег. Волна с Востока. Лодка переполнена водой. Никто не хочет спрыгивать.

Все четыре человека утонули».

Да, финал получился трагический…

Но перейдем к психолого-педагогическому анализу игры. Она требует активного и продолжительного «разбора плавания». Нужно «проявить» чувства всех участников, особенно внимательно относясь к высказываниям «мертвых душ», стараясь не допустить продолжительной фрустрации, и еще раз напомнив всем участникам, что это всего лишь игра. Очень может помочь в этом откровенный разговор о фиксированных «мечтах» участников. Помимо огромной информативно-познавательной роли такой разговор уже переходит от игрового «последействия» в новую сферу «проективного будущего», мобилизуя активность участников в достижении ими тех или иных жизненных целей. Правда, нравственная оценка их может быть различной – но, что делать?- каковы люди, таковы и их цели.

Давайте опять предоставим слово нашей замечательной «скрытой камере» Ане, успевшей добросовестно зафиксировать главное в высказываниях участников игры:

«Все в своих дневниках за 10 минут записывают чувства по поводу «Кораблекрушения».

Теперь все высказываются. Оля говорит, что она спрыгнула ради команды. Какая странная ситуация! Оля, если спрыгнет, то все останутся без руководства, а если не спрыгнет, то лодка потонет. Оля доверилась своим друзьям и спрыгнула.

Максим не залез в соседнюю лодку, когда тонул, чтобы остальные спаслись.

Оля говорит: «Я разочаровалась в своей команде. Когда все тонули, каждый был сам за себя, а должны все помогать друг другу».

Катя сказала, что в том, что ее команда затонула первая, виновата она сама. Но никто из лагеря Друзей так не считает. Виноваты все.

Второй затонула лодка Максима. Из-за того, что никто не слышал.

Наташина команда затонула предпоследней. Было шумно. Никто ничего не слышал. Все кричали: «Я хочу жить!»

В конце осталось 4 человека, но никто не хотел прыгать. Я думаю, что это не из-за дружбы, а из-за паники. Все боялись, но одновременно хотели помочь друг другу. Но эти 4 человека говорили, что это из-за мечты. У всех была ТАКАЯ мечта! И никто не хотел умирать. Катя призналась, что из той четверки она хотела спрыгнуть, но не решилась».

Обратите внимание, коллеги, вся четверка объясняет свою борьбу за жизнь желанием воплотить заявленную ранее мечту. Значит, это оказалось действительно значимым мотивом. Правда, «качество» всех «мечтаний» было, как мы с вами убедились, различным. А спрыгнуть хотела именно Катя со «счастьем для всех».

Ну, а теперь самое время обратиться к личным «засветкам чувств» участников игры.

Сначала мнения тех, кто не согласился с самим результатом игры, то есть с тем, как его подготовил ведущий. Одним словом их мнение можно было обозначить так - «не честно!»:

«Мне было интересно и весело. Но игра не очень честная, потому что уже оставалось 4 человека, а сказали еще одному прыгать». Женя.

«Я расстроена, это не честно, все погибли. Но я добровольно покинула борт шлюпки». Люда.

Что по этому поводу можно сказать? То что такая реакция вполне предсказуема и уместна – это очевидно. Желание «happy end-а» вполне понятно, но роль ведущего в том и заключается, чтобы обострить до предела ход игры, дав ей максимально возможное динамическое и нравственное напряжение.

А теперь о главном «шоке». Шоке, который особенно понятен в Лагере друзей, где стоит цель научиться быть настоящими друзьями. Понимаете, коллеги, о чем речь? Да, речь идет о случаях, причем неоднократных, «выталкиваний» из лодок нежелательных пассажиров, обременявших их дополнительным грузом.

«Выталкивателей», конечно, тоже можно понять. «Сами тонем, а тут еще вы лезете!..». Даже где-то попытаться нравственно оправдать: мол, боролись за жизнь своих ближайших друзей по шлюпке. Вот, кстати, пример:

«Обида, потому что все навлезали в нашу лодку, лодка стала переполненной, и мы потонули». Коля.

Но, но…. Окончательно преодолеть неприятное впечатление при всем желание не получается. Давайте послушаем засветки:

«Когда лодка тонула, другие начали выбрасывать своего ближнего с лодки. Поэтому мне было обидно». Женя.

«Я очень обиделась. Потому что из лодок, прям, силой выталкивают. Мне дороже жизнь. Но девочки выталкивали и очень кричали на меня». Света.

«Мне было очень обидно при кораблекрушении. Ведь нас специально выталкивали. Мне была дорога и моя мечта, и моя жизнь». Лиза.

«Сначала у меня были чувства ответственности перед командой, но потом, когда меня выбросили за борт, я сразу же разочаровался и пришлось выпрыгнуть в море». Вова.

А теперь засветки, тоже отрицательные, но, так сказать, «с анализом»:

«Мне эта игра очень не понравилась, т.к. толку, что мы здесь спасались, все равно мы умрем, и останется 1 человек. Тогда что это за дружная команда, если она выталкивает своего товарища. Лучше всем потонуть. Но для этой игры есть поговорка: «Сам погибай, а друга выручай». Галя.

Галя очень к месту вспомнила главный девиз настоящего друга. Многие, многие совсем забыли о нем в ходе игры.

«Сначала меня посетила большая ответственность, страх за команду, и во время плавания я (капитан) пожертвовала собой, чтобы команда выплыла. А когда из моей команды никто не смог пожертвовать собой, я очень разочаровалась в ней. Потому что они были каждый за себя, а в команде должны быть все за одного и один за всех.

В себе же я поняла, что я готова ради друзей пожертвовать собой». Оля.

Да, Оля и была тем капитаном, которая покинула свою команду, пожертвовав собой, когда увидела, что никто больше не способен на это. Обратите внимание на последнюю ремарку. Она возвращает нас в плоскость нравственного самопознания и очень важно сделать в себе открытия, подобно тому, которое сделала Оля.

А мы после Оли и перейдем к засветкам тех, кто подобно ей пожертвовал собой. Они погибли раньше других, и по этому поводу, естественно, не испытывают особо приятных эмоций, но тональность их минора все-таки светлая. Их чувства отличаются от чувств «выпихнутых». Они не стали ждать этой печальной участи, предпочтя уйти самим:

«Все, что происходило в шлюпке, вызывало страх, но надо было бороться и спастись. Мне, конечно, жалко было, что я утонул. Я хотел, чтобы спасся Стас, и даже уступил ему место в другой шлюпке. Ожидания были совсем иные». Вадим.

«У нас все хорошо получалось, но возникла маленькая заминка, мы не поняли друг друга, и наша лодка потонула. Я не стал спасаться на другой лодке, потому что знал, что если я спасу свою жизнь, кто-то погибнет». Максим.

«Мои чувства такие. Сначала мне было весело, в середине даже мне очень не хотелось покидать шлюпку, но если я этого не сделал, погибли бы все». Сергей.

«Я думаю, что кому-то надо было покинуть шлюпку, а что сама покинула, я не жалею». Лена.

«Я не выжил, но спас свою команду. Конечно, жалко, что никто не выжил, и что мечта не сбылась». Стас.

Не переживайте, ребятушки! Вы спасли честь Лагеря друзей. Если бы вас не оказалось, то сам смысл существования лагеря, как содружества ребят, больше всего ценящих дружбу, был бы под сомнением.

По этому поводу еще одна и, похоже, самая болевая засветка:

«Было очень сложно, и мы путались. Волна и дождь очень мешали нам, и наш корабль затонул. Мечта не сбылась. Хотя, возможно, сбудется, отчаиваться не надо. Но надо было уйти, или погибли бы другие. И очень больно, что все страдания были бесполезны». Роза.

Роза-Розочка, конечно, ты увидишь еще своих родственников в Ереване. Это ведь всего лишь игра, и не надо принимать ее так близко к сердцу!..

Однако, обратили, внимание, коллеги? Здесь уже новый мотив отрицательных эмоций – «несбывшаяся» мечта.

Вот еще одна – «сложная» засветка, где даже трудно понять, где в ней скрывается главная причина отрицательных эмоций:

«Во время этой игры все было ОК. Мы быстро ориентировались. Но когда настало время выкидывать, у меня испортилось настроение. Командир действовал умело, но нас накрыла волна, и мы оказались в воде. Другая лодка нас приняла, но потом выкинула. Я умерла! Видимо, моя мечта не сбудется.

Во время плавания я поняла, что я – нормальный человек, помогу в беде. Во время всей игры я не очень беспокоилась о своей мечте, хотя она была очень хорошей (напомню: «хочу, чтобы на Земле был МИР, счастье, любовь у меня Дома!»). Я беспокоилась о себе и других пассажирах. Вообще эта игра very bad!» Ира.

А теперь, друзья, самое время посмотреть, а что же чувствовали те, кто, главным образом, и выпихивал других за борт, - засветки нашей последней перед гибелью остававшейся в живых четверки. Они боролись за жизнь, что называется «до конца», причем ценою жизни их же друзей и товарищей. Что же ими двигало в этой борьбе?

«В нашей лодке осталось 4 человека, и мы все равно утонули. А мне так не хотелось прыгать за борт лодки. У меня было такое желание, я так долго этого ждала (Напомню: «Я хочу всегда иметь много друзей и быть очень счастливой. И хочу, чтобы среди моих друзей были Дэн, Артем и ЖД»). Ну, ничего, я уверена, что оно все равно сбудется. Я рада, что погибла не одна, а в кругу подруг». Наташа.

Да!.. Как Вам чувства Наташи? Ничего похожего на раскаяние мы не видим, а видим только сожаление, что упорная борьба за жизнь и мечту так и не привела к своему результату. Насчет «круга подруг» просто бесподобно! Другие, как мы помним, утешались тем, что погибли только они сами, «в одиночку», как раз спасая своих друзей, а не в их кругу.

Но идем дальше.

«Я так не хотела сбрасываться с корабля. Мне кажется, что это нечестно, что если в лодке осталось 4 человека, и лодка переполнена. Но я все равно знаю, что моя мечта сбудется («Моя главная мечта – это встречаться с Артемом (Королем)»).В прошлом году меня сбросили с шара, но моя мечта все равно сбылась». Катя.

Похоже, не правда ли? И мечты ведь похожи! Кстати, Катя и Наташа – подруги. Не случайно, видимо.

Третья участница четверки:

«Я очень волновалась, ведь у меня была такая мечта! («Хочу, чтобы все люди на земле были счастливы!»)И все-таки нечестно, ведь от 4 человек лодка не тонет?!» Катя.

Катя-Катя, ты хотела, чтобы все были счастливы?.. А как же те, которые не без твоего участия остались за бортом? Им ты почему-то отказала в праве на счастье!..

И, наконец, последняя участница. Она очень лаконична:

«Это было нечестно!» Лиана.

Ну, конечно. Когда столько сил затрачено на выживание, когда столько душ отправлено за борт, - после этого просто «нечестно» не остаться в живых и не воспользоваться плодами заслуженной победы!

Ха-ха!.. Коллеги, надеюсь, Вы не поймались на мою уловку. Я, конечно, далек от того, чтобы безапелляционно обвинять в чем-то этих участников игры и делать какие-либо далеко идущие выводы об их нравственности. Все они замечательные девчонки, настоящий актив этого набора Лагеря друзей. Так что, все нормально. Хотя некоторые личностные акцентировки, несомненно, в этой игре проявились.

Интересно, что и некоторые ребята почувствовали, что не надо никого обвинять ни за какой их личностный выбор. Вот Саша:

«Никто не хотел погибать, но многих просто выталкивали за борт, некоторые сами спасали других. Со многим я согласен, с некоторыми нет, но может быть, кому-то так и показалось. За это никого не нужно обвинять, он высказал свое мнение».

И все-таки для полной объективности следует сказать и положительных отзывах. Они тоже есть. Не все выглядело так трагично даже для самих участников. Кое-кто как Ира не утратили чувство юмора:

«Тревога! Паника! Гибель! Смерть! Прощайте все родные, близкие и друзья! Я думаю, что каждый боялся только за свою жизнь».

Даже у некоторых добровольных «забортников» оказывается не все так плохо:

«Было очень интересно переворачивать лодку, но в конце я выпрыгнула, или бы все погибли. Но все равно мне понравилось». Настя.

Да и со стороны, оказывается, все выглядело далеко не так трагично, как это могло показаться. Аня, которая была «скрытая камерой» и чьими записями мы уже воспользовались, по моей просьбе тоже оставила свою итоговую засветку:

«Это игра на проверку дружбы и взаимопомощи. Все хотят спастись и помочь другому. И как ни сильна была дружба, но спаслись не все. Но большинство победило шторм. Дружба и Любовь, Вера и Надежда сильнее всех невзгод и неприятностей».

Молодчина, Аня! Ты поставила хорошую точку в игре.

Прошло несколько лет, сменилось уже два поколения лагерников, и я решил повторить эту игру, обогатив ее нравственное содержание.

Перед началом игры все участники записали не свою мечту, а свое определение счастья, которое стало их «входным билетом» на корабль. То есть каждый, заходя в круг участников, читал свое определение счастья, после чего мы даже проголосовали за лучшее определение, которое оказалось у Жени:

«Счастье – это когда рядом с тобой близкие люди».

Просто, но с глубоким смыслом и опорой на дружбу, что видимо и оказалось близким другим участникам.

Далее уже на борту корабля я предложил всем записать свою главную цель в жизни.

Педагогический смысл здесь заключается в том, чтобы попытаться прояснить, насколько соотносятся эти понятия в сознании ребят, где больше нравственных мотивов – в счастье или в жизненной цели и как нравственный выбор, необходимый при выборе цели в жизни, реализуется в ощущении счастья как следствии достижения этой цели.

Сложновато, согласитесь! Но и это еще не все. После небольшой паузы я предложил каждому подумать над следующим: «Плавание предстоит очень сложное, и нет никакой гарантии, что вы вернетесь живыми обратно. Вы можете погибнуть, однако в этом кругу, возможно, есть человек, который мог бы реализовать вашу жизненную цель. Записи о целях, чтобы сохранить интригу, мы зачитывать не будем, но вы слушали определения счастья друг друга и наверно отметили, кто вам наиболее оказался близок. Итак, подумайте и запишите человека из круга, чья цель в жизни, как вы предполагаете, вам наиболее близка, и кто в случае вашей гибели мог бы ее осуществить вместо вас».

Смысл еще одной вводной – в персонификации нравственного выбора. Пусть ребята соотнесут свои жизненные цели с конкретными людьми – друзьями, сидящими в общем кругу.

И таким образом, в ходе предварительного этапа игры каждый делает нравственный выбор в трех сферах: счастье, жизненной цели и ее персонификации в одном из сидящих рядом друзей. Давайте присмотримся, как это удалось нашим подопечным.

Мы уже начинали с Жениного определения счастья как «лучшего» варианта. Вот полностью ее тройное самоопределение:

«1. Счастье – это когда рядом с тобой близкие люди.

2. Цель моей жизни – найти свое и найти себя.

3. Я считаю, что моя цель близка Люде. Она тоже стремится к гармонии с собою и окружающим миром».

Согласитесь, продумано достаточно глубоко, но насколько здесь сильны нравственные мотивы? Лейтмотив здесь – найти себя для гармонии с миром, однако упоминание о близких людях, возможно, и есть мостик к нравственному мотиву.

Кстати, Женя очень точно указала на Люду, выделив ее характерную черту, оказавшейся ей близкой – стремление к гармонии. Да, Женя, ты очень проницательна, ну а что же Люда? Что в ее записях:

«Счастье – это добро и мир на всей земле, а тем более в своей душе.

Цель моей жизни: принести добро, счастье и пользу, а также сделать так, чтобы мои родные и друзья жили счастливо.

Эта цель близка Тане, она, как и я, целеустремленный человек, и я бы хотела, чтобы если не я, то Таня выжила».

Посмотрите: в определении счастья Люда сама упоминает о гармонии («мире»), но насколько же это понятие обогащено нравственным содержанием! Мир не только в своей душе, но и на всей земле. В цели вообще сплошной нравственный мотив служения ради счастья других – ничего для себя.

А вот в персональном выборе Люда выделяет другую близкую ей черту – целеустремленность, обнаруженную в Тане. Ну, раз уж мы пошли так – цепочкой, давайте обратимся к Тане:

«Счастье – это состояние человека, когда он просто доволен, даже если ничего не произошло, даже когда он в одиночестве, счастье может быть.

Цель моей жизни это: создать хорошую крепкую семью, а также жить так, чтобы было не только мне хорошо, приносить пользу людям.

Я думаю, Мурат мог бы осуществить мою цель, и наши цели похожи в чем-то».

У Тани появляется конкретика в целях – создание семьи, а в счастье – интересный мотив довольства ни от чего, то есть счастье – как внутреннее ощущение своей адекватности, той самой «гармонии», о которой уже шла у нас речь.

Через Таню переходим к мальчикам. Как они самоопределяются в трех предложенных областях. Итак, Мурат:

«Счастье – это положительное чувство состояния души.

Цель моей жизни: проживать каждый день как последний – по максимуму, брать от жизни все, что можно, ведь жизнь насыщена яркими красками судьбы.

Я считаю, что моя цель близка с целью Кирилла, потому, что он предан жизни».

Зная Мурата, могу сказать, что во фразе «брать от жизни все» нет подразумеваемого обычно эгоистического смысла. Он – один из самых благородных и готовых всегда прийти на помощь людей. Удивительно, что это не отразилось в его записях, хотя мне ясно, что само стремление «проживать каждый день как последний» несомненно, проникнуто нравственным мотивом служения людям.

Давайте посмотрим, что у «преданного жизни» Кирилла:

«Счастье – то когда здорово, весело, интересно, смешно.

Цель моей жизни – сеять веселье. Чтобы хотя бы один человек стал от этого более счастливым.

Эта цель близка Вадиму, потому что он старается шутить и всячески веселить всех».

У Кирилла очень адекватная связка счастья и цели с опорой на свою характерную личностную черту, а нравственный мотив не размыт глобальными целями осчастливливания человечества, а весьма конкретен и вполне реален.

И прежде чем мы завершим рассмотрение записей упомянутым Кириллом Вадимом – одна запись вне «цепочки»:

«Счастье – это много денег, так как деньги – это зло, то счастье – это много зла.

Цель моей жизни – это заработать много денег, завести семью, умереть в старости в окружении внуков.

Я думаю, что это Люда, потому что она умная, уверенная и нигде не пропадет». Денис.

Насчет денег как зла – это не подростковый стеб, это реальный мотив жизненного самоопределения, который перекрывает и счастье, и цель в жизни. Из-под него, как из- под асфальтовой корки пробивается согретый теплом незадавленной искренности росток потребности в человеческой близости.

Денис в персонифицированном выборе тоже упоминает Люду, открывая в ней новую близкую ему грань, а эти последние из рассматриваемых нами записи Вадима возвращают нас к Жене:

«Счастье – это когда я могу заниматься своим любимым делом в окружении любимых людей и дарить всем добро.

Цель – это самовыражение, выгодная женитьба, поджог бензоколонки, установление любви на планете и веры в Бога.

Женю – потому что она ветеран, и у нее похожее ощущение мира». Вадим.

Сквозь присущие Вадиму нотки юмора проступает мощный нравственный потенциал служения людям. К Вадиму мы еще вернемся в конце игры.

А она, как и раньше, проходима непредсказуемо.

После объявления о крушении корабля ребята высаживаются на три шлюпки. Если еще на общем корабле они обменивались своими представлениями о счастье, то теперь в шлюпках рассказывают друг другу о своих жизненных целях. По итогам обмена мнениями в каждой шлюпке выбирается капитан, и начинаются «трое суток» борьбы за выживание.

Команды действовали достаточно слаженно, поэтому одна из лодок перевернулась только на третьи сутки, но дальше перегруженные лодки уже вполне естественно терроризировались различными вводными, сумятица и неразбериха облегчала «отсеивание», пока не осталось только несколько человек на одной из лодок – два мальчика и две девочки.

Новой в этой игре стала тенденция к раздеванию. Дескать, лодка тонет, нужно ее облегчать, как только можно. Я не стал препятствовать этому порыву. Разумеется, девочки оказались в проигрышном положении. Женя ушла сразу. Люда попыталась снять верхнюю кофту и после этого тоже отправилась за борт. Осталось двое мальчиков. И знаете кто? Уже нам знакомые - Дима и Вадим. Да, единственные выжившие террористы в игре «Воздушные террористы». И вот опять они вместе, и понятно почему. Как тогда, так и сейчас они борются «до последнего», только бы выжить.

Ладно, посмотрим, насколько далеко они смогут зайти ради этого желания. Продолжаю давление: дескать, лодка тонет…. Они уже сняли верхнюю одежду, оставшись в майках. Лодка тонет…. Они снимают майки и раздеваются по пояс. Лодка тонет…. Сначала Вадим, а затем и Дима снимают штаны и остаются в трусах. Лодка тонет…. Я думаю идти до конца. Вокруг все замерли…. Вадим лезет под занавеску, служившую ранее утеплителем и, судя по движениям, начинает снимать последнюю «одежду»…

Останавливаю игру, объявляя об истечении трех суток. Пусть оба станутся выжившими.

Как и в прошлый раз – после игры бурное последействие. Эмоции выплескиваются – и это очень хорошо. Пусть каждый выпишется и выскажется, чтобы не осталось никакого негатива:

«Я считаю, если бы к нем не пришла Маша, то мы бы не утонули. Потому что она нам помешала передвинуть лодки, и она села на брезент, и мы не смогли накрыться от ливня». Лена.

«Я даже не думала, что все так получится, что я замерзну. Вообще со стороны это смотрится глупо, но когда ты сидишь в шлюпке – это очень весело. Это очень интересно, но обидно». Катя.

«Мне все понравилось. Было очень интересно! Мне стало очень смешно, когда Женя пошел посидел на 3 лодке и умер. А на нас возмущается». Маша.

«Эту игру надо переиграть. Так как команда № 3 шлюпку повернула на Запад, а не на Восток. А так я не жалею, что меня выбрали капитаном. И то, что мы командой погибли – это обидно». Катя.

«Меня не выбрасывали, я сама решила уйти, потому что хотела, чтобы моя команда выжила, и я поэтому ушла. Я рада, что моя команда выиграла – выжила, и я не обижаюсь, что я ушла». Аня.

«Мне обидно, что наша шлюпка затонула. У последней (3-й) лодки запад, юг, восток, север были в одну сторону. Это не честно. Конечно, выигравшие ребята очень постарались. Жалко, что выбросили Люду и Женю, но я думаю, что мужская сила превосходит женскую. У нас был замечательный капитан, но остальных люди, находящиеся в лодке, тоже не подкачали. Все старались. Ну, в общем, пойдет». Света.

«Меня не взяли в лодку, хотя можно было. Я за бортом. Я мертвая душа….

Конечно же мы сплотились за эти трое суток. Мы очень хотели остаться жить. Финал был потрясным». Таня.

«Я не думал, что люди на лодках такие бессердечные…

Все было прикольно, особенно мне понравились действия Вадима и Димы. Я испытываю веселье и радость». Мурат.

«Пацаны молодцы, они боролись за свою жизнь. Если бы Люду не выкинули, то лодка бы утонула, потому что пробоины не чем было бы заткнуть». Денис.

Ну, а теперь слово последним четырем участникам. Сначала двум ушедшим добровольно девочкам:

«Честно, я не придавала значения тому, что сейчас утону. Просто нас осталось 4 человека, остальные не хотели тонуть, и чтобы все не погибли, я прыгнула. Поэтому расстройства не было, до конца было весело». Женя.

«Я ушла…. Мне понравилось. Мы боролись за жизнь, как могли. Я даже сняла верхнюю майку. Когда я оказалась мертвой, мне было жарко». Люда.

Ну, и, наконец, какие впечатления у наших двух «последних героев»:

«Это было тяжело. Я боялся, что по замыслу капитана должен был остаться только один, а сохранить жизнь хотелось многим». Вадим.

«Это было круто! Остались только я и Вадим. Ощущения очень классные, только чувствуется немного усталость». Дима.

Ну и хорошо, если только усталость.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь