Найти тему
Sputnik Литва

Грузооборот главного порта Литвы упал в прошлом году

   © Photo : Social media page of Klaipėdos uostas
© Photo : Social media page of Klaipėdos uostas

По общему объему грузоперевозок в прошлом году Клайпедский порт занимает четвертое место среди портов восточного побережья Балтийского моря

Через Клайпедский порт в прошлом году было перевалено 32,7 миллиона тонн грузов, что на девять процентов меньше, чем в 2022-м, когда было перевалено 36,1 миллиона тонн, сообщает Министерство транспорта Литвы.

Снижение общего грузооборота в основном связано с приостановкой поставок белорусских удобрений в феврале 2022-го из-за санкций.

Согласно изначальному прогнозу, Клайпедский порт должен был закончить 2023 год с показателем в 31,3 миллиона тонн грузов. Результат обуславливали потерей почти всех транзитных грузов, геополитической ситуацией и другими обстоятельствами.

При этом в действительности перевалка грузов составила 32,7 миллиона тонн. Рост был вызван увеличением объемов перевалки древесины, сельскохозяйственной продукции, строительных материалов и грузов сжиженного природного газа (СПГ).

"Глядя на геополитическую и экономическую ситуацию, я бы оценил прошедший год как хороший… Клайпедский порт в последние годы пострадал больше других, но темпы инвестиций не снижаются, а объемы грузов в некоторых группах растут", — заявил генеральный директор Клайпедского порта Альгис Латакас.

В связи со значительной потерей экспортных грузов удобрений импортно-экспортный грузопоток порта практически выровнялся. Так, через порт проходит 60 процентов экспортных товаров и 40 процентов импортных грузов.

Что касается перевалки стандартизированных TEU-контейнеров, в прошлом году через порт прошли 1050804 TEU-контейнера, тогда как в 2022-м – 1047941.

При этом общий вес контейнерных грузов в тоннах по сравнению с 2022 годом снизился на 1,3 миллиона тонн (12 процентов).

Отмечается, что число грузов ро-ро (накатные грузы) в прошлом году по сравнению с 2022-м упало на 0,3 миллиона тонн (на шесть процентов), перевалка нефтепродуктов снизилась на 0,4 миллиона тонн (на восемь процентов), металлолома — на 0,2 миллиона тонн (на 13 процентов), продукции из железа и стали, а также металлоконструкций — на 0,09 миллиона тонн (на 26 процентов), растительных жиров и масел — на 0,1 миллиона тонн (на 31 процент).

Основной прирост грузооборота порта в прошлом году пришелся на перевалку зерна. Через Клайпедский порт в 2023-м прошло на один миллион тонн зерна больше, чем в 2022-м (рост на 30 процентов). Кроме того, на 0,2 миллиона тонн (восемь процентов) выросли и поставки СПГ. Увеличились объемы перевозки строительных материалов, древесины и замороженных продуктов.

Общее число пассажиров на паромах и круизных судах, которые прошли через порт, составило 355 тысяч человек — на пять процентов больше, чем в 2022 году.

Общий объем грузов, переваленных портами восточного побережья Балтийского моря в 2023 году, снизился на три процента, или почти на 12 миллионов тонн, по сравнению с 2022-м.

При этом грузооборот портов Литвы, Латвии и Эстонии упал на 17,2 миллиона тонн, а перевалка грузов российских портов на Балтике в прошлом году увеличилась на 5,2 миллиона тонн.

По общему объему грузоперевозок в 2023 году Клайпедский порт занимает четвертое место среди портов восточного побережья Балтийского моря. Его обходят российские порты Усть-Луга, Приморск и Санкт-Петербург.

Ранее гендиректор Клайпедского контейнерного терминала Вайдотас Шилейка заявил, что рост тарифов на грузоперевозки по железной дороге в Литве может привести к тому, что транзитные грузы будут перенаправлены в порты Латвии. По его мнению, так как транзит грузов в основном идет из Средней и Центральной Азии, важное значение будет иметь стоимость перевозок по железной дороге.

Он также отметил, что повышение цен может повлиять и на грузоперевозки между портом и клиентами в Литве, которые могут предпочесть автомобильный или речной транспорт железнодорожному.

На фоне антироссийских санкций, закрытия восточных рынков и перебоев в цепочках поставок серьезно пострадал транспортный сектор стран Балтии. Так, в Литве, Латвии и Эстонии фиксируется падение железнодорожных, автомобильных и морских грузоперевозок.

Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, власти балтийских республик продолжают поддерживать санкции и лишь настаивают на их усилении. Обозреватель Николай Ульянов считает, что из-за этих действий страны Балтии лишаются своего конкурентного преимущества в виде транспортной инфраструктуры и логистики, тогда как падение объема грузоперевозок оказывает серьезное воздействие на благосостояние значительной части местного населения.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также отметил, что Литва, Латвия и Эстония теряют очень многое из-за драматического снижения объемов транзитного товаропотока. По его словам, санкции, которые ввели страны Балтии, бьют по ним самим. При этом они "в самоубийственном раже" только продолжают наращивать недружественные шаги по отношению к России.

Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.