«Север» – литературно-художественный и научно-публицистический журнал академического уровня. Издательская концепция журнала двояка: с одной стороны, на его страницах говорится конкретно о русском Севере как о географическом ареале, с другой – в журнале «Север» говорится о романтике Севера и сопряжённом с нею риском; он неотделим от жизненных испытаний вообще (не только от конкретной географической территории).
Основные темы 11-12 выпуска журнала «Север» за 2022 год: Родина и чужбина (Елена Фрумина-Ситникова «Опыт непрожитой жизни», повесть, и др.); природа человека (Игорь Семёнов «Амёба», рассказ, и др.), историческое прошлое страны (Елена Крюкова «Раскол. Книга огня», роман, Владимир Василиненко «Светлейший Алексашка», исторический роман (окончание) и др.).
Основные публикации 11-12 выпуска журнала «Север» за 2022 год: Андрей Шацков «Предзимье Рузу погрузило в сон…», стихи, Елена Фрумина-Ситникова «Голубка. Опыт непрожитой жизни», повесть, Елена Крюкова «Раскол» (Книга огня), роман, Владимир Пахомов «Но ведь заплачено же сполна? (Рассказ номера Щ-1478)», рассказ, Александра Максимова «Шурик», «Шуба, которая висит на вешалке», рассказы, Владимир Кречетов «Китовая охота», художественный очерк.
В журнале имеется шесть стихотворных публикаций (не все они формально включены в рубрику «Поэзия») и десять публикаций художественной прозы (шесть из них опубликованы не в рубрике «Проза», а в смежных рубриках). Количественное преобладание прозы в выпуске едва ли случайно.
Оно свидетельствует о том, что мы живём в эпоху прозы, хотя и поэзия продолжает плутать своими таинственными тропами. Они, разумеется, ничуть не менее значительны, нежели пути прозы – однако они возникают не столько благодаря, сколько вопреки велению времени. Поэзия входит в нашу жизнь без доклада…
Но что определяет эпохальное господство прозы? Она едва ли не больше, чем поэзия приближает нас к тайне человека. В классическом понимании лирика занимается частной жизнью, а эпос – судьбами государств; как выразился Державин в своих предсмертных стихах, среда эпоса – это народы, царства и цари. Лирике с её интимно-психологическим звучанием во все века противостоял величавый эпос.
Однако лирика с её эстетически условным языком подчас менее антропна (родственна человеку), нежели проза с её психофизической конкретикой. Как искусство, связанное с человеческой психофизиологией, проза родственна кино – и популярна сегодня (популярна, разумеется, не в оценочном смысле слова).
Разумеется, возможна и поэзия, так или иначе, ориентированная на прозу. «Извольте мне простить ненужный прозаизм», – пишет Пушкин в «Осени», предваряя всего Некрасова с его социально-бытовыми темами. Однако человечеству давно ведомо, что исключения подтверждают правила. И в центре современной прозы – человек.