Автор: Николай Чувиков
До сих пор не могу понять, откуда взялись разговоры о возвращении Green Day в лоно классического панк-рока. После прослушивания их нового альбома в лице "Saviors" мне стало абсолютно ясно, что музыканты решили не открещиваться от традиционного для их позднего творчества гаражного рока и выдержали большинство песен именно в этой жанровой категории. Как и всегда, тут есть пара-тройка типичных для коллектива панковых (или даже поп-панковых) номеров, но основной упор делается именно на задорный и энергичный гаражный рок в духе семидесятых и новой волны инди-рока и пауэр-попа начала 21 века. И лично меня это радует, ибо (и тут я готовлюсь к тухлым помидорам и смердящей капусте) я никогда не был фанатом "Dookie" и других панковых экзерсисов Green Day. Может быть, я лишён определённого временного контекста, и в 1994 году этот альбом впечатлил бы меня гораздо больше, но сейчас он кажется мне лишь одним из многих панк-альбомов начала девяностых, найти отличия между которыми подчас оказывается не так и просто. Так что когда Green Day начали медленно и уверенно смещаться в сторону гаражного рока, то я, в отличие от многих поклонников коллектива, ликовал. И да - мне искренне нравятся и "¡Uno!" / "¡Dos!" / "¡Tré!", и "Revolution Radio", и даже "Father Of All Motherfuckers". "Saviors" мне тоже понравился, пусть и с некоторыми оговорками.
Начать стоит с того, что шесть песен с "Saviors" (а то есть почти половина) написаны ещё во время работы над уже упомянутым "Father Of All Motherfuckers", и это более чем заметно. Материал пусть и не устарел морально, но вполне очевидно, что Green Day топчутся на месте и будто не знают, куда им дальше направить свои стопы. В итоге "Saviors" воспринимается не как новый виток карьерной эволюции группы, а лишь как очередной набор песен для удовлетворения поклонников. Есть с чем ехать в тур и ладно. Опять же, это топтание на месте не делает альбом плохим, но вот осадочек определённо остаётся.
Green Day 21 века узнаваемы буквально со стартового трека: "The American Dream Is Killing Me" - среднетемповый дэнс-панковый ритм, гаражно-роковые гитары, задорный вокал, выразительный стадионный припев и типичный для группы лай на социальные структуры США (не знаю, это вообще нынче актуально - петь про крах Американской Мечты?). Всё это настолько знакомо, что можно даже алкогольную игру организовывать: выпей стопку за каждое используемое Green Day клише. Музыканты при этом звучат бодро, будто перед записью "Saviors" они и сами хлопнули пару стопок сорокоградусной отравы. Именно поэтому всё мои придирки разбиваются об стену энергетики и задора, которые превращают прослушивание альбома в настоящий праздник.
Это простое и примитивное удовольствие: короткие двух-с-половиной-минутные песни, аккуратный социально-политический протест (чтобы фанаты не расстроились, но при этом дабы не получить под одно место от американских спецслужб), простые структуры и инструментальные партии, запоминающиеся как рекламные джинглы припевы. "Look Ma, No Brains" воскрешает в памяти панковские корни коллектива, "One Eyed Bastard" радует своим агрессивным напором, "Dilemma" запоминается на удивление тяжёлыми гитарными риффами, а "1981" вызывает в душе чувство ностальгии (даже при том, что родился я на шесть лет позже). Уже завтра вы забудете обо всём, что услышали на "Saviors", а похмелье накроет вас туманом страданий, но в голове зато останется одна-единственная мысль - было весело!
Ну, почти. Местами вечеринка прерывалась внезапными устремлениями Green Day к меланхолии и романтике: такие песни как "Goodnight Adeline" и "Father To A Son" может и проникнуты самыми лучшими намерениями, но звучат пусто и неуместно. Можете, что угодно мне говорить, но вот не удаются Green Day баллады, хоть застрелите. Несколько отсылок к панковому прошлому группы также выглядят натянуто и неуверенно - "Strange Days Are Here To Stay" не может похвастаться ни запоминающейся мелодикой, ни целеустремлённостью, а "Coma City" звучит искусственно и невыразительно - будто ребята из Green Day очень хотели порадовать своих олдскульных фанатов, но сделали это против своего желания.
"Saviors" - типичный для поздних Green Day альбом: ничего нового, но и никакой очевидной деградации. Качественный материал без каких-либо великих амбиций или стремлений к чему-то большему - удовлетворительно, но не более того. Однако фишка заключается в том, что именно сейчас этого для Green Day недостаточно. Обратите внимание на продажи их альбомов: если "American Idiot" продался в США шестимиллионным тиражом, то на "¡Uno!" музыканты упали до скромной цифры 325 000 (это падение в 18,5 раз), а "Father of All Motherfuckers" осчастливил Green Day лишь 42 000 проданных копий в Новом Свете (падение ещё в 7,5 раз). И дело здесь отнюдь не в падении популярности физических носителей - дело в том материале, что предлагают поклонникам музыканты. Дела Green Day отнюдь не радужны, и им определённо пора задумываться о переменах...
_________________________________________________________________________________
Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!
Роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" доступен и в электронном формате:
ЛитРес: https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
Книжный "Москва": https://www.moscowbooks.ru/ebooks/book/69135757/
Черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения: https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/bezymyannyy-70006300/
_________________________________________________________________________________
#greenday #saviors #punkrock #poppunk #garagerock #США