Где: Подземный музей, парк “Зарядье”
Адрес: ул. Варварка, домовладение 6, стр. 1
До: 3 марта 2024
В Подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка, посвященная творчеству режиссера-мультипликатора и художника анимационного кино Леонида Шварцмана, создателя персонажей более чем к 70 анимационным фильмам. “Аленький цветочек”, “Золотая антилопа”, “Снежная королева”, “Дядя Степа - милиционер”, “38 попугаев”, “Котенок по имени Гав”, “Чебурашка” – все это произведения Леонида Шварцмана.
Во время Великой Отечественной войны Шварцман работал в ремонтно-механическом цехе токарем на танкостроительном заводе. До 25 лет он ни разу не видел мультфильмов, в первое послевоенное лето посмотрел диснеевского «Бэмби» и принял решение пойти учиться на мультипликатора. А через много лет уже режиссер Хаяо Миядзаки скажет: «Когда я увидел «Снежную королеву», это было похоже на знак свыше. Я серьезно решил для себя заняться анимацией, отдаваясь этому делу до конца».
Леонид Шварцман был переученным левшой, однако рисовал всё же левой рукой. В экспозиции представлены эскизы к легендарным мультфильмам, над которыми работал Леонид Шварцман. По ним можно проследить, как создавались образы, которые сегодня хорошо знакомы зрителям самых разных возрастов.
В начале 1950-х годов советские мультипликаторы часто использовали технологию "эклер", при которой в фильме сначала снимались актеры, а затем художники рисовали с них героев и переносили на пленку. "Когда мы расшифровывали пленку с игрой актеров, то покадрово проецировали ее на маленький экранчик. Нужно было найти такое приспособление, чтобы с одной стороны... закрепить эпидиаскоп, а с другой – экран. Для этого прекрасно подошел... токарный станок французской фирмы Eclair. Отсюда всю технологию стали так называть", – рассказывал Леонид Шварцман. Роль расколдованного принца в “Аленьком цветочке” играл молодой Алексей Баталов, а роль Раджи в “Золотой антилопе” - Рубен Симонов.
О создании Чебурашки, ставшим символом “Союзмультфильма”, Шварцман вспоминал: “Уши росли от эскиза к эскизу, постепенно, пока не превратились в два флага его души”.
А вот старуху Шапокляк художник срисовал со своей тещи и ее сестры, взяв от одной пучок седых волос, а от другой – ридикюль.
О работе над мультфильмом “38 попугаев” художник вспоминал так: «Вообще-то я не люблю змей – ни живых, ни рисованных. Поэтому над Удавом бился страшно долго и безуспешно. Удав получался злой и малопривлекательный. Чуть ли не каждый день я ходил в зоопарк и, как бы это мне ни было неприятно, рисовал, рисовал и рисовал с натуры. Я многое понял про змей. Даже этот особенный змеиный прикус – когда нижняя губа заходит на верхнюю. Но образ сложился лишь тогда, когда я забыл про реальность. Вытянул удаву морду, сделал нос, нарисовал веснушки и бровки домиком. А еще – я расцветил его цветочками... Вот тогда и вышел этот персонаж, удав-мыслитель, удав-философ, которого я считаю своей большой удачей». И только в 2015 году Леонид Шварцман признался, что Попугая он задумал как пародию на Ленина. Действительно, жесты очень похожи.
На выставке представлена оригинальная фигурка крокодила Гены, созданная по личной просьбе мультипликатора. Посетители увидят стол художника, за которым рождались любимые всеми образы, а также награды, в числе которых - специальный приз имени Алексея Германа Национальной кинематографической премии «Ника» (2021), награда фонда Одри Хепберн «Голливуд – детям» (1997) и награда «Мультконцерт» к 100-летию российской анимации (2012).
У посещения этой выставки есть замечательный бонус – вы увидите фрагменты основания Китайгородской стены XVI в., обнаруженные археологами в 2015 году, и дубовые сваи, на которых возводились стены Китай-города.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#паркЗарядье #мультивселеннаяЛеонидаШварцмана #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты