На Первом форуме лидеров молочной индустрии, который прошел 23 января в Москве, состоялась пленарная дискуссия под названием «Россия на молочной карте мира 2030». Участники форума обсудили актуальные тенденции на мировом рынке молочной продукции, приоритеты в развитии экспорта из России и факторы, влияющие на конкурентоспособность отечественных компаний. С аналитикой молочного агроэкспорта России выступил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» - Дмитрий Краснов.
Дмитрий Краснов отметил, что с 2023 года российский экспорт молочной продукции начал проходить через период трансформации. Ранее основной рост молочного экспорта достигался благодаря поставкам готовых продуктов в страны ближнего зарубежья, но теперь ключевую роль играет экспорт сухих молочных продуктов, включая дальние рынки.
За прошедший год объем поставок сухого молока из России увеличился практически в 6 раз, до 20 тысяч тонн, а молочной сыворотки - в 2 раза, до 24 тысяч тонн. В целом физический объем экспорта молочной продукции, пересчитанный в молочный эквивалент, вырос примерно на 20% по сравнению с 2022 годом.
«Одновременно значительные изменения наблюдались в географии продаж. К традиционным рынкам ближнего зарубежья добавляются дальние. Крупные покупатели – это Китай и Монголия, но на географической карте экспорта появились и такие страны, как Филиппины, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бангладеш, Вьетнам, Оман. Готовятся контракты с Таиландом, Малайзией, Сингапуром, Ираком. По сухому обезжиренному молоку к покупателям присоединился Алжир, по сухому цельному молоку – Египет и Тунис. Такие результаты достигнуты благодаря совместной работе Минсельхоза России и его представителей за рубежом, «Агроэкспорта», Национального союза производителей молока и компаний-экспортеров, а также внедренным мерам господдержки», – отметил Дмитрий Краснов.
Артем Белов, модератор пленарной дискуссии и генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), поделился своим видением потенциала развития экспорта молочной продукции на зарубежные рынки. Он отметил, что молочный сегмент является одним из наиболее перспективных рынков для экспорта.
Прогнозы показывают, что мировая торговля молочной продукцией займет первое место среди остальных отраслей в прогнозируемом приросте – около 24% к 2030 году по сравнению с 2020-2021 годами. Ожидается, что потребление молочной продукции увеличится на 180 миллионов тонн. Таким образом, мировой рынок имеет огромный потенциал.
Артем Белов также указал, что наиболее перспективными рынками, на которых будет расти спрос на молочную продукцию, являются дружественные России регионы, такие как Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка и в целом Африка. Он отметил, что помимо роста мирового спроса, факторами, способствующими развитию экспорта российской молочной продукции, являются приближение к самообеспеченности на внутреннем рынке, большой потенциал для увеличения производства, выгодное географическое положение и государственная поддержка экспортоориентированных проектов.
Одна из компаний, успешно развивающих экспорт, «ЭкоНива». В 2023 году группа доставила 2,25 тыс. тонн молочной продукции в страны бывшего Советского Союза.
«Если в соседних государствах мы работаем в целом также, как в России, и более-менее конкурентны на полке, то в дальнем зарубежье – ОАЭ, Оман, Вьетнам, Филиппины, Алжир – ищем ниши. Например, видим большой спрос на органическую продукцию, и если в этих странах будет успех с брендированной продукцией, то, я думаю, большая доля будет приходиться на органику», – сказал президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр.
В прошлом году компания открыла представительство в китайском городе Сиань. С тех пор «ЭкоНива» экспортирует свою ультрапастеризованную молочную продукцию под собственным брендом в Китай. Открытие офиса позволит компании увеличить объемы продаж и разнообразить ассортимент товаров, включая товары с коротким сроком хранения.
«КОМОС ГРУПП» также открыла свое представительство в Шанхае. Исполнительный директор Кирилл Чечин подчеркнул, что опыт прямых продаж позволил им увеличить наценку на сухие молочные продукты примерно на 45%, на мороженое - примерно на 80% и на молоко – около 60%. Он отметил, что компания хорошо знает своих покупателей, их требования, и способна управлять дистрибьюцией и ценой товаров. В 2023 году компания «КОМОС ГРУПП» продала на экспорт 5,5 тыс. тонн молочной продукции на сумму 500 млн рублей. Компания с энтузиазмом смотрит на развитие экспортных продаж в 2024 и 2025 годах.
Опытом выхода на алжирский рынок поделился член совета директоров «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» Андрей Яровой.
«Мы отправили 500 тонн, и с таким уровнем требований мы не сталкивались никогда: необходимо пройти жесткий аудит предприятия, доказать полную прослеживаемость продукта и собрать огромное количество документов. Однако та работа, которая системно проводится Россельхознадзором по обеспечению прослеживаемости, безопасности и качества продукции, дает возможность соответствовать критериям, которые разные страны к нам предъявляют», - отметил Андрей Яровой.
Директор по закупкам и снабжению алжирской компании Laiterie Soummam, Махлуф Буда, отметил, что Алжир очень заинтересован в сотрудничестве с российскими компаниями. Тем не менее, для успешного развития торговли необходимо еще наладить эффективные логистические цепочки, установить долгосрочные партнерские отношения и совместно разработать инструменты и механизмы.
В ходе пленарной дискуссии также выступили советник министра сельского хозяйства России Андрей Сухарев, генеральный директор компании "Молвест" Анатолий Лосев и директор по цепи поставок Balton Trading Asia из Узбекистана Мансур Юлдашев.
Источник и фото: ФГБУ «Агроэкспорт».
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.