Найти тему
Мамские рефлексии

Что должен уметь ребенок в 5 лет: проверила дочку по нормам ФГОС

Оглавление

Вообще я негативно отношусь ко всяким там усредненным нормативам и не веду календарь развития ребенка. Ну не могут (на мой взгляд) дети развиваться одинаково. Кто-то в год ходит, кто-то - нет, кто-то в пять матом ругается вовсю, а кто-то - говорит еще плохо. Так что это все не критично. Если мамино сердце не чует подвоха, то чаще всего все прекрасно. Однако, ради интереса все-таки решила пролистать нормы ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), чтобы-таки узнать, что ребенок должен знать и уметь к пяти годам.

загадочные нормы не дают родителям покоя) из открытых источников
загадочные нормы не дают родителям покоя) из открытых источников

Физическое развитие

Вес и рост - самые волнительные и бесполезные параметры для меня, потому что и там и там мы опережаем свою возрастную группу. Бить себе голову по этому поводу не хочу. Но для информации все-таки запишу сюда данные:

Итак, девочки к пяти годам должны вырасти до 104-114 см и набрать массу до 15,8-21,2 кг.
Мальчикам "разрешается" быть в среднем на 1 см выше (105,3-114,6 см) и на 200 грамм тяжелее (16-21 кг).

Хорошо, когда ребенок умеет:

  • держать равновесие на одной ножке и ходить по доске над землей;
  • бегать долго без остановок;
  • прыгать в длину и через скакалку;
  • приседать до 10-ти раз;
  • висеть на перекладине примерно 30 секунд.

Тут почти по всем пунктам у нас "зачет", разве что висеть на перекладине так долго не пробовали.

Развитие мелкой моторики

Для полноценной работы в прописях пока, оказывается, рано (но мы все равно там пишем). Рисовать по нормам ФГОС тоже не обязательно в 5 лет. Но все-таки, хорошо бы, чтобы ребенок уже умел:

  • качественно раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
  • проводить длинные линии без отрыва карандаша от бумаги;
  • лепить из пластилина или глины;
  • ровно вырезать из бумаги;
  • пробовать делать оригами;
  • плести простые украшения из бисера и бусинок;
  • самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
  • правильно держать столовые приборы.
садовская поделка. мелкая моторика вроде в норме)
садовская поделка. мелкая моторика вроде в норме)

Тут у нас тоже почти везде "зачет", но пара пунктов удивила. Плести из бисера? Серьезно? Я до сих пор панически боюсь, что дочь проглотит что-нибудь не то. Шнурками на ботинках не напрягаю пока ребенка. А вот делать оригами - задумка интересная. Вот и план на выходные будет)

Интеллектуальное развитие

Любознательную пятилетку ФГОС советуют увлекать математикой, знакомить с азами сложения и вычитания, разбирать понятия "много" и "мало", "больше" и "меньше", "ближе" и "дальше".

Ребенок к 5-ти годам может:

  • находить лишний предмет в группе;
  • объединять предметы по общему признаку;
  • считать до 5-ти и больше;
  • отличать "вчера" от "сегодня" и "завтра";
  • выделять времена года, месяцы, дни недели и время суток;
  • иметь общее представление о школе, работе, распространенных профессиях;
  • знать название своего города, страны, планеты;
  • знать свое полное имя, имена родителей, домашний адрес;
  • разбираться в основах окружающего мира (деревья, животные, растения, погода);
  • знать о наличии экстренных служб, возможности чрезвычайных ситуаций.

Тут все у нас прокачано по максималке)

Раскрашивает вполне качественно)
Раскрашивает вполне качественно)

Плюсом, еще учим номер телефона мамы. Странно, что по нормам ребенок пока не должен знать о чужих людях и способах реагирования на их появление. Это мы тоже понемногу учим.

А вы рассказываете детям про опасных чужих людей?

Развитие речи

Еще один странный, на мой взгляд, пункт. Ребенок должен (?) говорить предложениями из 6-8 слов при активном словарном запасе в 1000-2000 слов.

У кого-нибудь получается определить словарный запас малыша?) Что касается величины предложений, то тут неоднозначно - количество слов не считаю, но мысли дочь излагает развернуто, порой, даже чересчур. Так что, "зачет".

По статистике девочки говорят богаче и обгоняют сильный пол в среднем на год по развитию.

В целом, ребенок должен понимать:

  • как употреблять слова во множественном числе;
  • как ставить верный предлог;
  • как задать вопрос и ответить на него.

Пятилетка вполне может пересказать услышанную сказку, составить рассказ по картинкам, назвать буквы в слове и слова на определенную букву. В пять лет уже можно задуматься о посещении логопеда, если остаются проблемы с шипящими, Р и Л.

Развитие памяти и внимания

Чем больше прокачан этот пункт, тем проще дошкольнику потом будет адаптироваться в школе. Итак, пятилетка может:

  • заниматься одним дело дольше 10-ти минут;
  • слушать сказку до конца, не отвлекаясь;
  • повторять движения или танцевальные связки;
  • самостоятельно складывать пазлы по возрасту;
  • держать в поле зрения 8-10 предметов.

Все умеем давно, но единственный непонятный мне момент - последний. Я сама попробовала держать в поле зрения 10 предметов и не увидела в этом смысла. Кто-нибудь понимает, зачем это нужно?)

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка

В этом вопросе трудно вообще говорить о каких-либо нормативах, но все-таки предполагается, что ребенок к пяти годам знает:

  • как вежливо общаться со сверстником/со взрослым;
  • как себя вести в общественных местах;
  • как проявлять свои эмоции.

А еще хорошо бы, чтобы малыш могу выполнить мелкие домашние поручения, адекватно реагировать на стресс или обиду, не боялся высказывать свое мнение и участвовать в обсуждении вопросов.

Что касается реакции на стресс,то у нас дома есть свой скилл по сбросу негативной энергии. Делюсь)

Если мы с дочкой ссоримся, то несколько секунд просто рычим друг на друга. На максимальной громкости, раскатисто, зло. Как правило, вся хмарь с души слетает, и дальше уже можно общаться без негатива)

А по пункту в целом - моя Алиска умеет все. Собеседник она превосходный, как и помощница по дому - моет чайные чашки, может протереть стол, убирает игрушки на места, с трудом, но заправляет кровать.

Когда намечается проблема

Напоследок, кратко приведу список моментов, которые должны насторожить родителя:

  • ребенок плохо и невнятно говорит, путает слова, говорит односложно;
  • не делится эмоциями, пассивен;
  • путает имена родных и друзей;
  • проявляет избыточную агрессию;
  • не может себя обслужить или испытывает серьезные трудности с этим;
  • не хочет играть, вяло реагирует на игрушки.

С такими симптомами может потребоваться консультация специалиста.

Ну и в конце

Короче, нормативы ФГОС меня не разозлили, а даже подкинули парочку интересных мыслей. Например, заняться с Алисой оригами и освоить азы плетения из бисера. Ну и, возможно, позволить-таки дочке ботинки со шнурками)

Вот такого миньона нам сплели на заказ)
Вот такого миньона нам сплели на заказ)

А вы следите за детскими нормами? Или считаете это все ерундой?