Тьютор Забота.Дети Анна Дмитриева поделилась экспертным мнением в рубрике «Вопрос-ответ».
Поступил вопрос от мамы 9-летней девочки: «Моя 9-летняя дочь учится в обычной школе, занимается дополнительно танцами, снимает видео для ютьюба. Ей нравится общаться с одноклассниками, поэтому она терпит школу. Но нет заинтересованности в получении знаний, в выполнении домашек, много списывает и ей все равно какие оценки она получает. В чем может быть проблема?»
Что делать в такой ситуации родителям и детям?
Отношение к учебе, школе, к оценкам, к собственной успешности у ребенка — очень животрепещущий вопрос, который с каждым годом становится более актуальным. Примечательно, что такие сложности еще тройку лет назад испытывали родители 12-13 летних подростков, а дети помладше — 3 и 4 классы — спокойно учились, для мотивации им хватало родительского авторитета. Значит, подростковый возраст смещается, в том числе может начинаться до 10 лет.
Причины незаинтересованности в учебе и оценках могут быть различные. Я бы разделила их на две группы — внешние и внутренние.
Внешние связаны с тем, как ребенок воспринимает окружающую среду и как он меняется в зависимости от образовательной среды.
Например:
- нет выстроенной системы ожиданий родителей от учебы;
- в семье нет ценности образования, ребенок не видит примера родителей;
- в случае невыполнения учебных обязанностей со стороны родителей не наступают «санкции» или по одному и тому же проступку «вчера — влетело по полной, а сегодня — тортик на ужин»;
- один родитель — слишком добрый, другой — слишком авторитарный;
- одноклассники подают плохой пример — списывают и не уважают учителей и при этом отличники (да, и такое бывает!);
- буллинг умных и успевающих одноклассников;
- родитель или оба родителя озвучивают ребенку свою позицию относительно качества школьного образования, компетентности учителей, а еще хуже — обсуждают на равных с ребенком профессионализм учителя;
- несправедливость учителя к ребенку, занижение оценок, открытое унижение и стыжение при одноклассниках.
Внутренние — про психику, привычки и личностные врожденные особенности ребенка.
Например, списывание, невыполнение домашек и бойкотирование оценок могут быть вызваны:
- гиперответственностью ребенка, страхом быть хуже всех;
- неумением признаться в том, что есть пробелы в знаниях;
- несформированным представлением о школе как о специфическом пространстве, в котором есть определенные правила игры, требующие соблюдения;
- завышенной самооценкой, ведь с ней ребенку кажется, что он всегда прав и молодец, даже если не выполняет требования программы, учителя;
- плохо развитой концентрацией внимания, что может влиять на нежелание выполнять сложные домашки и внимательно писать проверочные работы на уроке;
- отсутствием воображения и фантазии, так как они напрямую влияют на навыки прогнозирования будущего, самоанализа, на умение смело проявлять себя в классе;
- СДВГ, так как от скуки или после долгой концентрации мозг не воспринимает информацию;
- травмирующим опытом долгого и изматывающего совмещения школы с дополнительными кружками, подготовки к олимпиадам или проектам в предыдущих классах;
- гаджетозависимостью, которая приучила к быстрому получению дофамина и психика уже не дает ресурса для усердия в выполнении сложных домашних заданий.
Скорее всего, в данной ситуации — отсутствие ценности знаний, нежелание самостоятельно выполнять домашки и получать хорошие оценки — причин несколько. В практике я работала с подобными сложностями и оказалось, что девочке не хватает внимания мамы, поэтому она всеми силами «привязывает» её к себе, вынуждая сидеть ночами и делать домашние задания. Через работу с ребенком и мамой мы можем выяснить или предположить, в чем причина. Даже от этого, казалось бы, простого шага проблема уже начнет решаться.
Родители, а вы сталкивались с такой ситуацией? Нашли первопричину такого поведения ребенка? 🕵️♀️