"Прошлые жизни" - меланхолия о трепетном не случившемся, которое знакомо каждому.
Эта простая, воздушная история завораживает своей неспешностью и тем самым давит на зрителя, нагнетает обстановку своей чуткостью к тихой повседневности. В идее болезненной встречи с прошлым живут понятные зрителю чувства, которые уживаются вместе с неуверенностью в выборе, о котором мы поговорим чуть ниже.
В двух словах о чем фильм
Два друга детства, между которыми искрились нежные романтические чувства, были разлучены из-за переезда семьи Норы. Спустя 12 лет Хэ-сон удается найти свою подругу через социальные сети, а еще через 12 лет встретиться с ней лично, но уже на другом конце планеты. Но хорошая ли это идея: ворошить прошлое?
Любовь и упущенные возможности
Нет сомнений, что Нора и Хэ-сон испытывают непреодолимую тягу друг к другу, перед которой не властно время. Но ни один из героев не решает признаться в своих чувствах другому. Потому их первый разговор после длительной разлуки заканчивается словами "Я по тебе скучал.". Каждый из них сдерживает проявления эмоциональности: громкие слова о любви заменяются немногословностью, длительными взглядами, пустым пространством между ними и редкими, еле заметными касаниями.
Их разговоры то и дело затрагивают тему того, чего не было, но могло бы быть. Герои возвращаются в прошлое, и, обращаясь в пустоту, задают вопрос: "А что было бы, если...". Тоска по прошлому и неосуществившемуся будущему терзает сердца Норы и Хэ-сон.
И пока мы, зрители, вспоминаем собственные похожие жизненные ситуации и старательно перебираем всевозможные позитивные исходы альтернативных вселенных, где влюбленные все-таки смогли бы быть вместе и жить счастливо, в настоящем времени пути персонажей неумолимо расходятся все дальше друг от друга.
Инь-ян - красивая сказка о судьбе
При встрече с будущим мужем Нора рассказывает корейскую легенду, которая в последствии хорошо объясняет сомнения двух главных героев. Инь-ян - история о неземной любви, которая приходит лишь раз в жизни и которая олицетворяет "настоящие" чувства.
Именно этот миф провоцирует разговоры о прошлых и будущих жизнях, где связь главных героев могла бы пойти по совсем другому пути. Нора и Артур - писатели, которые знакомы с известными сюжетами романтических историй. Они смеются над всей комичностью происходящего, ведь их ситуация выходит из разряда обыденности: Артур - понимающий муж, который не ревнует и отпускает жену на встречи с другом детства, и у Норы, по идее, не должно быть мыслей об изменах или побеге с Хэ-соном. Здесь "Прошлые жизни" ломают жанровые стереотипы и показывают реальную жизнь, то, как происходит у многих на самом деле. И тогда проскакивает мысль, что дело не в эмиграции Норы, не в разном видении будущего старых знакомых, которое не позволяет им быть вместе в этой жизни. Возможно, их страдания обусловлены мифом, в который они себя вписывают. Они пытаются объяснить свои чувства готовыми сказками, но каждый раз что-то не сходится, и они погружаются в томления. И в этот момент фильм перерастает из истории про утерянную любовь в чуткое размышление о том, как люди рисуют у себя в голове образы, видоизменяют воспоминания, под которые впоследствии подгоняют реальность.
Не зря фильм начинается со слов постороннего лица, который гадает кто эти три загадочных человека друг другу. Как случайный человек никогда не узнает о взаимоотношениях героев, так и зритель останется в неведении о жизнях Норы и Хэ-сона, потому что фильм сконцентрирован на их взаимоотношениях, которые те в свою очередь строятся из воспоминаний о прошлом, которые могли быть видоизменены.
Выбор
Конечно, такое сложно понять: когда необъяснимые, сильные чувства заполняют сознание. Желание вернуться к тому, кем ты когда-то был, бывает сильнее рациональных мыслей. Из-за чего сложнее сделать выбор в пользу той или иной дороги, ведь в любом случае неизвестно как жизнь сложится дальше.
Последние 2 сцены раскрывают всю боль героев, которая прячется за непросто принятыми решениями. Притяжение между героями все еще ощущается через экран, но каждый из них сдерживает порыв и проживает утрату как в старые времена: Нора плачет, впервые после подросткового периода, а Хэ-сон молчаливо смотрит в окно автомобиля. Тем самым оба ненадолго окунаются в прошлое и прощаются с ним, открывая новую главу в жизни и имея ценный опыт.
Счастливы ли они сейчас, после безмолвно принятого решения, - кажется, что нет, но мы не знаем наверняка, что будет дальше. А как могло бы быть по-другому, тем более останется для нас загадкой.
Простая жизнь со всеми ее сложностями
И как бы история не казалась горькой, она завораживает своей простодушностью и очаровывает легкостью подачи. Кадры стеклянного стакана, пропускающего солнечные лучи, занавесок, раскачивающихся от легкого летнего ветра, вида на статую Свободы и многие другие наполняют кино ностальгией и знакомым чувством "дома". Они погружают в состояние беззаботности и уюта, давая зрителю эмоциональную разрядку. Это магия моментов, которая заставляет радоваться тому, что имеешь, и одновременно испытывать горькое влечение к тому, что отрицается рациональной частью человека.
Так о чем в итоге фильм? Обо всем и сразу: об упущенных возможностях и закрытых дверях, которые каждый из нас сам закрывает. О судьбе и большой и искренней любви, которая живет вне времени. О памяти, которая может видоизменять воспоминания, о догадках, которые мы строим на основе имеющейся у нас информации, о недосказанности, из-за которой и появляются догадки. И, наконец, о людях, которые каждую секунду совершают выбор, не дающий никаких гарантий на счастье. А еще о жизни, которая просто есть, вне зависимости от того, какой день сложился у людей. Фильм о мировосприятии и выборе.
Смотрели ли вы этот фильм? Если да, то поделитесь своими мыслями и эмоциям, какое впечатление он произвел на вас?