Алексея Щусева называют самым неоднозначным архитектором советской эпохи из-за его карьеры. Он начинал свой путь расписывая иконостасы и реставрируя церкви, после революции занимался градостроительством, а в 20-х годах переключился на сталинский ампир и во всех направлениях он достигал успеха.
В 18 лет Алексей поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставниками были Бенуа и Репин.
Однокурсники отмечали, что уже в юности Алексей обладал упорством и харизмой. Вероятнее всего эти два качества и помогли ему убедить вдову генерала Шубина-Поздеева возвести надгробие по эскизу архитектора. С этого момента о нем заговорили как о восходящем таланте.
В 1896 году, закончив Академию, Щусев едут в экспедицию в Узбекистан, где обмерял известнейшие памятники Самарканда - гробницу Тамерлана и мечеть Биби-Ханым.
Восточное мотивы позднее будут проявляться в работах архитектора, так как средиземноморская архитектура произведет на него неизгладимое впечатление.
Как подающему надежды молодому архитектору ему предоставляется уникальная возможность - посетить заграницу. За 2 года Щусев побывал в Европе, Тунисе, где изучал различные архитектурные стили.
По возвращению в России его первые заказы связаны с реставрацией церквей и монастырей. Он стал официальным архитектором Священного Синода.
К созданным проектам того периода его работы относятся церковь Сергия Радонежского в память о Куликовской битве, реставрация церкви святого Василия в Овруче, Покровский собор в новорусском стиле. Император наградил его орденами Анны II степени и Станислава III степени за вклад в церковное строительство.
Первый государственный заказ Щусева был более чем впечатляющим - ему было поручено хорошо знакомый жителям Москвы и гостям - Казанский вокзал. В его проекте соединились мотивы восточного и древнерусского зодчества.
В 1922 году Щусев был назначен председателем Московского архитектурного сообщества, спустя 2 года ему было поручено спроектировать, пожалуй, самый ответственный по рамкам того времени проект - временный мавзолей для тела вождя.
Вдохновением для Щусева стала культура древних времен. Трехступенчатая пирамида имеет отсылку к архитектуре Египта.
Еще один значимый проект - гостиница “Москва”, спроектированная архитектором в стиле неоклассицизма.
Стоит сказать, что Щусев принимал активное участие в градостроительстве, но при всем его желании создавать новые здания, он всегда стремился сохранить историческую часть, за что часто подвергался критике властей (например, его планы не поддерживали, так как подразумевалось, что церкви в центре будут снесены).
Алексей Щусев подарил будущим поколениям застройку Москвы-реки напротив Киевского вокзала, план Большого Москворецкого моста, здание советского посольства в Бухаресте, гостиницу “Интурист” в Батуми, Театр оперы и балета в Ташкенте и другие значимые объекты. Многие их этих зданий были удостоены сталинских наград, всего у архитектора их было 4.
Республиканский музей русской архитектуры распахнул свои двери для всех желающих, благодаря инициативе Щусева.
Станция “Комсомольская” Кольцевой линии - одна из его последних работ и посвящена победе русских над фашистскими захватчиками. Для создания Щусев использовал русский стиль.
Алексей Щусев - выдающийся человек своего времени, который продолжал свою работу, несмотря на смену властей и события истории. Так происходит, когда работа является твоим призванием.
Присоединяйтесь к нашим другим социальным сетям:
Заказать дизайн интерьера в Мастерской Комфорта +7(925)638-19-14 +7(495)305-28-51