Найти тему
Парето центр

КУЛЬТ СЕМЬИ - НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сколько людей может прокормить планета? В конце прошлого века назывались различные цифры (до 6 млрд чел.) Наступили новые времена, появились новые технологии хозяйствования, выращивания культур и т.д. 15 ноября 2022 года население планеты достигло 8 млрд человек, и ресурсов планеты хватает.

Население планеты растет за счет Африки, Юго-Восточной Азии, Индии, Ближнего Востока, где продолжительность жизни существенно выросла за счет доступности медицины, ранее недоступной. Как следствие, рост численности населения ведет к неминуемым геополитическим конфликтам за ресурсы жизнедеятельности.

Численность населения некоторых стран мира
Численность населения некоторых стран мира

Прим.: в столбце «место» приведено ранжирование 193 стран мира

Впервые над проблемой перенаселения задумался англичанин Томас Мальтус. В 1798 году был издан трактат «Опыт о законе народонаселения». Указав на очевидное («рост населения идет в геометрической прогрессии, а ресурсы развиваются в арифметической прогрессии»), Мальтус предложил искусственно ограничивать рост, озвучив принцип «хватит рожать бедноту». В качестве мер, сдерживающих увеличение народонаселения, должны были стать отказ государства от социальной помощи гражданам, отказ от массовой доступной медицины, т.к. на эти цели денег нет. Освобожденные от налогов богатые люди не должны отвечать за бедных сограждан.

Два главных демографических ограничителя по Мальтусу - бедность и пороки - должны сделать своё дело. Бедность ведет к увеличению смертности, а развращение нравов губит традиционную семью и уменьшает рождаемость. Сложно ответить за весь мир, но создается ощущение, что Россия в последние десятилетия жила по законам Мальтуса. Продолжатели идей искусственного сокращения народонаселения спустя годы формулируют более благообразные принципы, но суть не меняется. Вопрос «зачем рожать бедноту?» перешел в крайнюю форму «зачем рожать вообще?». В России до недавнего времени шла пропаганда аборта как регулятора планирования семьи – что может быть циничнее? Речь идет не о тех абортах, которые делают женщины старше 35 лет по медицинским показаниям, а о подростковых абортах, число которых на порядок выше, чем у старшей возрастной группы. Аборт для подростка означает потерю репродуктивного здоровья.

Политика сознательного ограничения естественных процессов воспроизводства населения характерна для большинства стран мира. В 1968 году в качестве научной поддержки идеи «устойчивого развития – препятствования неконтролируемому росту населения» был создан Римский клуб. В 1974 году был разработан «План NSSM-200». В 1994 году под эгидой ООН состоялась Каирская конференция, где была принята программа сдерживания рождаемости, рассчитанная на 20 лет. Один из пунктов программы – ориентация на одного ребенка в семье.

Страны, подписавшие меморандум, обязуются контролировать использование природных и демографических ресурсов. Население мира не должно расти гипертемпами, и для этого предлагаются вполне легальные меры регулирования народонаселения.

Подпись Российской Федерации также стоит под данным документом (прим. подпись отозвана). Документ обязывает выдерживать курс на регулирование рождаемости. В нашем случае – это увеличение числа населения, а не сокращение, как это неверно воспринимается рядом экспертов. Анализируя несоответствие показателей плотности населения, отметим, что демографические проблемы России становятся геополитическими проблемами.

Плотность населения некоторых стран мира
Плотность населения некоторых стран мира

Прим.: в столбце «место» приведено ранжирование 193 стран мира

С определенным пониманием можно принять принципы Каирской конференции по сдерживанию роста населения для стран Ближнего Востока. Население стран в регионе растет, отмечается дефицит ресурсов жизнедеятельности: питьевой воды, отсутствие дополнительной площади обрабатываемых земли, др. В России есть земля, вода, нефть и газ. Людей нет.

В ближайшей исторической перспективе численность планеты будет расти, как и численность населения, проживающего на территории Российской Федерации. По оценке академика РАН, доктора технических наук Владимира Попова, при существующей инфраструктуре в России может проживать 600-700 миллионов человек.

Только какова будет доля коренного населения?

Сценарий уменьшения доли коренных народов в общей численности населения страны может привести к размыванию традиционных принципов хозяйствования и превратить Россию в страну мигрантов, что, в конечном счете, может привести к потере целостности страны. Это вопрос времени. Здесь можно только восклицать: «Неужели это наш путь?»

Способна ли Россия выработать на уровне государства меры по созданию условий для размножения коренных народов. Очевидно да, по крайней мере, о росте качества жизни граждан, что является неотъемлемой частью решения демографической проблемы, неоднократно заявлялось.

Для начала необходимо установить, в какой точке отсчета находится страна? Россия пережила реформы. Социальная цена этих реформ – смена модели поведения населения и смена модели семьи. Современная российская семья существенно отличается от традиционной семьи как советского периода, так и царской эпохи. Универсальность отношений в семье сменяется социальным расслоением по признакам «бедный-богатый», принадлежностью к различным межконфессиональным общинам, по иным признакам «свой - чужой».

Впитаны не лучшие признаки глобализации - нерегулируемые миграционные процессы. Социальная сфера приобрела форму виртуальности с точки зрения пропаганды: о ней говорят, а конкретные результаты недоступны абсолютному числу граждан.

Вне зависимости от экспертного отношения к международным социальным показателям, таким как, например, индекс развития человеческого потенциала, следует признать, что их значения для России критические. Реформы деструктивно повлияли на общество. Самое уязвимое место, куда был нанесен удар – это семья. Лицом реформы стала бедность семей с детьми, что и привело в конечном итоге к такому явлению, как «русский крест», а если быть наиболее точным – «крест коренных народов», к сокращению населения, традиционно проживавшего на территории Российской Федерации.

Ученые сегодня требуют от властей научного подхода в разрешении демографических проблем, вступая в конфликт с устоявшейся оценочной системой. Негативные демографические показатели недавно устраившую власть заставляют пересмотреть взгляды на проблему. Уровень рождаемости падает с оптимистических 11 до 7 рождений в год на 1000 человек. Критерием поколенческого воспроизводства может быть только суммарный коэффициент рождаемости – показатель рождений на одну женщину, а не абсолютные статистические показатели, которыми бравируют отчеты. Для полного преодоления демографического кризиса воспроизводства населения показатель должен достигнуть 3,4. Нужен курс на возрождение семьи, омолаживание граждан, вступающих в брак, омолаживание рожениц и др. Для достижения цели все средства хороши – иначе через 50 лет может и не быть нашего народа.

Менять социальное поведение людей надо в двух направлениях: возрождение культурно-нравственных ценностей семьи и экономики. Важность экономических факторов здесь архиважна.

Семейная бедность как явление стало нормой, преодоление которой возможно только при активной государственной поддержке:

· Зарекомендовавший себя «семейный капитал». Превентивная мера его увеличения на 50 процентов для женщин, родивших второго ребенка до 25 лет, позволит рассчитывать, что традиция иметь троих детей станет нормой.

· Освобождение от выплат имущественных, иных видов налогов, обеспечение бесплатным проездом в транспорте, образовательными и медицинскими услугами детей до 14 лет (прим.: возрастной порог, определенный Трудовым Кодексом РФ, с которого можно официально работать).

· Повсеместное введение «семейной» зарплаты за воспитание ребенка до 14 лет станет реальной поддержкой к возрождению института семьи. Например, дефицита мест в дошкольных заведениях. Очереди в детские сады были всегда, но усугубилась проблема в результате кризиса института родства, когда старшее поколение перестало воспитывать внуков на дому, а в городах еще за счет отсутствия грамотной градостроительной политики властей. В микрорайонах, где компактно проживает молодежь, или нет детских садов, или темпы их строительства неудовлетворительные. Введение «семейной» зарплаты, равной затратам государства на содержание ребенка в дошкольном учреждении, и обязательный зачет времени по уходу за ребенком родителю в пенсионный стаж снизят остроту проблемы.

· Современная ситуация демонстрирует вредную позицию кредитных организаций по отношению к семьям с детьми. Государство обязано гарантировать получение потребительских, ипотечных кредитов семейным парам с детьми, выступая страховщиком займа.

· Введение прогрессивной ставки подоходного налога в зависимости от количества воспитываемых в семье детей. Данную меру не следует понимать как налог на бездетность. Речь идет об увеличении налога с физических лиц до 35 процентов той категории граждан, которые не занимаются воспитанием несовершеннолетних детей. Разницу налоговых выплат государство может направлять в специально созданные целевые фонды по поддержке семьи.

· Источником финансирования целевых фондов по поддержке семьи могут стать пошлины за развод. Сейчас она составляет 650 рублей, её нужно увеличить до 30 тысяч рублей.

Государство должно оставлять за собой право защищать интересы семьи за счет граждан, ведущих асоциальный образ жизни.

Решение демографических проблем лежит в плоскости возрождения культурно-нравственных семейнных ценностей. Необходимо добиваться духовной мотивации людей к семейному образу жизни. Необходима политика, которая бы обеспечила перефокусировку жизни нашего общества на интересы семьи. Зачем? Вот нехитрые аксиомы социального поведения семейного человека: меньше пьет алкоголя, больше бережет свое здоровье, меньше совершает правонарушений, социально ответственен, дисциплинированный налогоплательщик.

Желаемая модель семьи – это полная семья, где есть родные папа и мама, трое и более детей. Медиаобзоры указывают, что и такая модель семьи в СМИ не демонстрируют. Пресса освещает семейные истории либо «успешные светские и богатые», либо «криминальные ужасные и опасные». В лучшем случае навязывается стереотип: семья, где папа с мамой прыгают «в мешках» и один ребенок. Путаются понятия домохозяйства и семьи. Полноценной семьи ни в печатных СМИ, ни на телевидении нет, если только в рекламе, когда кто-то болеет («Всей семьей даем совет пить при кашле …»). Наблюдается конфликт журналистов и ученых по вопросам формирования семейных ценностей. СМИ активно демонстрируют новые «социальные вирусы». Причины такого несоответствия – отсутствие обратной связи с обществом.

Навязанная неэффективная модель экономики, где доминирует философия «сытости», распространяемая только на ограниченную группу общества, и принцип «надо уметь вертеться» для остальных, не дает ответа на вопрос, по каким принципам надо жить: закон, порядок или право сильного, криминал?

Критическая демографическая ситуация и кризис института семьи – это две взаимосвязанные проблемы. Они имеют очевидные социальные, экономические и геополитические последствия для будущего и создают угрозу национальной безопасности страны. Сейчас разворачивается подлинная социальная драма, способная в течение нескольких десятилетий изменить облик страны радикально, и не в лучшую сторону.

В поиске государственной идеологии, которая бы объединяла людей, несправедливо забывается об институте семьи. Возрождение страны через возрождение семьи как союза мужчины и женщины, основанного на любви и воспитании детей, через укрепление уз супругов как родителей, обеспечивающих воспроизводство населения и преемственность поколений, - это универсальный инструмент.

Необходимо укреплять семьи, воспитывать глав семей и хранительниц семейного очага. Другого более целостного, более гармоничного института, чем семья, цивилизация не выработала. Без высокой достойной идеи не может существовать ни человечество, ни нация.

В этом смысле у России еще есть шанс стать здоровой и процветающей страной.

Анатолий Бодров, кандидат политических наук

журнал "Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе", 2015