Найти тему

История российского студенчества на примере АГУ: 84 года пути

Оглавление

22 июня 1940 года постановлением совета народных комиссаров РСФСР создан в городе Майкопе Майкопский учительский институт.

Первый вуз Адыгеи

Именно с этой даты начался отчет истории первого в Адыгеи вуза – Майкопского учительского института, призванного решать проблемы обеспечения педагогическими кадрами учебных заведений Адыгейской автономной области. В 1939 году 67% учителей области не имели специального педагогического образования. При таком составе учительства невозможно было решать задачи всеобщего семилетнего обучения на селе и десятилетнего – в городе. Первый набор составил 60 студентов, принятых на отделение русского языка и литературы. В то время на трех кафедрах института работали 14 преподавателей, из них двое – Д.А. Ашхамаф и Ю.Р. Намитоков – имели ученые звания доцентов. В 1941 году в институте открылось еще одно отделение – физико-математическое с кафедрой математики и физики.

-2

Легендарные 40-ые

Майкопский учительский институт едва отметил годовщину со дня своего основания, как началась Великая Отечественная война, резко изменившая всю жизнь страны. С первых же дней войны ушли на фронт директор института Г.Е. Толочин, завуч А.М. Хагуров, погибший на одном из фронтов войны. Среди ушедших на фронт были и преподаватели и студенты института. Ныне их имена навеки выгравированы на мемориальной доске, установленной в АГУ. Даже в обстановке первых дней войны Майкопский учительский институт продолжал работать. Из Одессы в Майкоп были эвакуированы университет и пединститут, работавшие бок о бок с Майкопским вузом. Стране необходимо было готовить учителей на будущее. В победе нашего народа не было сомнений ни у кого. Однако в августе 1942 года к городу подошли фашисты. За время оккупации, длившейся до января 1943 года, Адыгеи был нанесен непоправимый урон. Это были и загубленные человеческие судьбы, и материальный ущерб. Библиотеки Адыгеи потеряли более 600 томов книг, оказались уничтоженными ценнейшие архивные материалы, были разрушены здания учебных учреждений. Майкопский учительский институт потерял все оборудование, многие книги вузовской библиотеки были сожжены. Несмотря на все трудности, зимой 1943 года состоялся новый набор студентов, а в августе этого года был произведен выпуск 55 учителей. Многие из них заменили в школах области учителей, ушедших на фронт. В это время в институте имелось 6 курсов, на которых обучались 200 студентов. В сложной обстановке послевоенного периода принимались все меры для качественной подготовки специалистов и укрепления материальной базы института. К концу войны Майкопский учительский институт имел уже четыре отделения: русского языка и литературы, физики и математики, биологии и географии, истории. В вузе обучалось 357 человек, функционировало заочное отделение.

-3

Послевоенные 50-ые

В послевоенные годы институт активно развивался, укреплялись его связи со школой. В 1952 году указом правительства учительский институт был преобразован в Адыгейский государственный педагогический институт. Институт начал свою деятельность в новом качестве, имея только филологический и физико-математический факультеты. На филологическом факультете в 1953 году было открыто адыгейское отделение, а в 1954 году была создана кафедра адыгейского языка и литературы. Институт активизировал свою деятельность. Оживилась научная работа, усилилась тяга к науке у студентов. В 1957 году увидели свет сборники статей, были выпущены ученые записки института. Усиливались связи с центральными вузами страны, проводилась большая учебно-методическая работа. В 1960 году в институте открылся факультет естествознания, который приступил к подготовке учителей биологии и специалистов по основам сельскохозяйственного производства.

-4

60-ые годы

В 1961 году ректором АГПИ становится участник Великой Отечественной войны, бывший танкист, майор, кандидат философских наук А.К. Ячиков, приложивший много усилий для расширения профилей подготовки кадров, укрепления материально-технической базы и совершенствования научного и методического уровня учебно-воспитательного процесса.

-5

В 1963 году на филологическом факультете создается отделение английского языка. К этому времени в институте обучается уже около 3,5 тыс. студентов. В 60-е годы институт значительно пополнился молодыми преподавателями, окончившими аспирантуру в центральных вузах страны. В институте был организован Совет молодых ученых, по инициативе которого на базе института проводились научные конференции ученых Северного Кавказа.

Динамичные 70-ые

Памятной вехой в истории института стали семидесятые годы. Были введены в строй четырехэтажный учебный корпус, актовый, спортивный и читальный залы, буфет, учебные мастерские, летняя спортивная площадка. Учебные аудитории и комнаты общежитий пополнились новым оборудованием, инвентарем, мебелью. В числе немногих вузов Кубани занятия в институте стали проводиться в одну смену, обеспеченность иногородних студентов общежитием была доведена до 100 процентов. Институт многократно награждался переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения. В эти годы были открыты четыре новых факультета: физического воспитания (1971 г.), музыкально-педагогический (1972 г.), иностранных языков (1974 г.), начальных классов (1978 г.). К 1979 году на 7 факультетах по 10 учительским специальностям получали образование 4 тыс. студентов. Опережающими темпами развивалась дневная форма обучения. Продолжилось совершенствование традиционных и внедрение в практику новых форм организации учебно-воспитательного процесса. За 1971–1979 годы преподавателями института было издано около 30 учебников для национальных школ Адыгеи и Российской Федерации, опубликовано около 200 статей методического характера. Расширялся круг студентов, вовлекаемых в научный поиск. Объединенные более чем в 40 научных кружков, они исследовали различные проблемы естественных и гуманитарных наук, изготавливали наглядные пособия, приборы, выступали с лекциями перед населением.

-6

Семидесятые годы – это годы дальнейшего роста научной квалификации и педагогического мастерства преподавательского корпуса. За это время численность преподавателей выросла с 200 до 234 человек, в том числе с учеными степенями и званиями – до 86 человек. Круг научных интересов ученых охватывал проблемы молекулярной акустики, интродукции эфиромасличных растений, биологии и агротехники выращивания кормовых культур в условиях предгорья Адыгеи и многие другие. Кафедры факультета естествознания вели исследования совместно с учеными Зоологического института АН СССР, Всесоюзного института генетики и селекции, Кубанского государственного университета. К чтению лекций привлекались ученые из других вузов. В свою очередь институт охотно принимал ученых из братских республик и областей страны.

80-ые годы

Немало важных событий произошло в жизни института и в последующие восьмидесятые годы. В 1984 году отделение истории преобразовано в исторический факультет; на факультете естествознания создается отделение географии и биологии. В 1986 году появляются новые кафедры, в числе которых кафедры политэкономии, педагогики начального обучения, методики начального обучения, спортивных дисциплин и др. Год от года росла и укреплялась материальная база института, улучшались условия труда и быта студентов. Площадь учебных помещений и лабораторий выросла до 8,5 тыс. квадратных метров. Закончилось строительство пристройки к главному учебному корпусу. Институт располагал тремя общежитиями на 1880 мест. В 1989 году открыта студенческая поликлиника. Функционировал здравпункт, профилакторий на 50 стационарных мест. Среднегодовой охват студентов различными видами лечебно-оздоровительной работы составлял около 1000 человек. Происходил количественный и качественный рост профессорско-преподавательского коллектива. Если в 1980 году на кафедрах работали 232 преподавателя, в том числе 2 доктора и 85 кандидатов наук, то в 1990 году – уже 325, из них 12 докторов и 123 кандидата наук. Были заключены договоры о творческом сотрудничестве института с Краснодарским краевым и Адыгейским областным отделениями народного образования, направленные на улучшение подготовки, распределения и рациональное использование молодых специалистов. В 1987 году факультет иностранных языков приступил к подготовке учителей французского языка, воспитателей учреждений интернатного типа.

-7

Спустя год физико-математический факультет разделился на математический и физический факультеты, были введены специальности «математика, информатика и вычислительная техника» и «физика, информатика и вычислительная техника». В 1989 году открылся ФДПП – факультет дополнительных педагогических профессий. В ноябре этого же года Ученый совет института принял решение о создании факультета национальной школы. Углублялись процессы демократизации вузовской жизни. Вошли в практику выборы деканов и заведующих кафедрами на альтернативных началах, участие студентов в работе Советов. В русле общей стратегии образования перестраивалось преподавание специальных и обществоведческих дисциплин, усиливалась практическая направленность обучения, осуществлялся поиск эффективных форм организации педагогической практики и самостоятельной работы будущих специалистов. Были созданы условия для научного и профессионального роста профессорско-педагогических кадров.

-8

90-ые годы

В 1990 году АГПИ отметил Юбилей. За полвека своего существования вуз превратился в один из крупных педагогических институтов страны. На его 10 факультетах обучались более 5 тыс. студентов 20 национальностей. Выпускники вуза работали в Республике Адыгея, на Северном Кавказе и далеко за его пределами. В АГПИ, ставшем научно-исследовательским центром Адыгеи, трудились 14 докторов и 123 кандидата наук. Среди выпускников института насчитывалось более 30 заслуженных учителей школы РСФСР, более 170 Отличников народного просвещения. Были среди выпускников АГПИ и видные ученые, заслуженные артисты и чемпионы мира и Олимпийских Игр. Достигший признания со стороны научно-педагогических коллективов и широкой общественности страны, АГПИ активно продвигался вперед, развивался, перестраивался, решал все более сложные задачи и ставил все более масштабные цели.

-9

В 1993 году Указом Президента Российской Федерации Адыгейский государственный педагогический институт преобразован в Адыгейский государственный университет. Преобразование Адыгейского государственного института в университет классического типа стало вехой прогресса в исторической судьбе адыгейского народа, следствием и одновременно условием становления государственности Адыгеи, важным фактором развития ее экономики, науки и культуры. Не только многонациональное население республики, но и жители многих городов и районов Кубани, других южнороссийских территорий, представители зарубежной адыгской диаспоры получили новые возможности для интеллектуального и профессионального роста. Весь коллектив вуза активно включился в деятельность по становлению университета классического типа. Преобразование педагогического института в классический университет осуществлялось в непростых социально-экономических условиях. Несмотря на это, из года в год сохранялась устойчивая тенденция улучшения основных показателей деятельности вуза. Создание университета было подготовлено всей историей развития высшего образования в Адыгее. Полувековая история вуза стала хорошей основой для его дальнейшего развития. Уже в первые годы существования университета были открыты десятки новых специальностей по актуальным направлениям, отражающим потребности становления и развития республики, необходимость сохранения самобытности и преумножения многонациональной культуры, распространения информационных технологий. Активизировалась научная деятельность вуза, были приняты эффективные меры по росту квалификации научно-педагогического состава. АГУ из монопрофильного стал многопрофильным учебным заведением.

2000-е годы

Были созданы необходимые условия для появления других учебных заведений и научно-исследовательских структур региона. Университет становится одним из ведущих вузов Юга России, обладающий известными научными школами, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, современной технологической и информационной базой. АГУ признается образовательным, научным и культурным центром региона и продолжает динамично развиваться, активно участвуя в формировании конкурентоспособной «экономики знаний».

-10

Качество подготовки выпускников по профессиональным образовательным программам АГУ получило признание на всероссийском и международном уровне. Университет внесен в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета» (рег.№ 0002097, 22 октября 2008 г.).

Неоценимый вклад вносят выпускники АГУ в развитие образования. Они возглавляют образовательные структуры республики, являются руководителями комитетов по образованию, директорами учебных заведений. Звание Почетного работника общего и среднего образования РФ получили десятки выпускников разных лет.

2010-е годы

Осенью 2015 года университет отмечал важную дату – 75-летие со дня основания. История университета – это огромный путь, который богат знаменательными датами и событиями, и 75-летний юбилей – это праздник многих поколений преподавателей, сотрудников и студентов. За эти годы из стен вуза вышли десятки тысяч специалистов, в числе которых видные ученые, педагоги, писатели, общественные деятели.

Университет превратился в настоящую кузницу квалифицированных кадров для хозяйственно-экономического комплекса Республики Адыгея и других территорий Юга России. Его выпускники составляют научную, образовательную, политическую, экономическую и культурную элиту региона.

Глубокие профессиональные знания и практический опыт педагогов и сотрудников университета, бережное отношение к классическим традициям учебного заведения, современная научно-техническая база и одна из лучших научных библиотек Юга России обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов и позволяют вузу вносить достойный вклад в развитие Адыгеи.

В 2012 году АГУ получил медаль «100 лучших вузов России» и диплом лауреата одноименного конкурса в номинации «Лучший региональный вуз». По результатам деятельности за 2012 год Адыгейскому государственному университету также присужден Диплом лауреата международной премии «Лучшее предприятие года». Образовательные программы университета в течение ряда лет (2012-2014 гг.) становятся победителями Всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

В 2014 году лучшими были признаны программы «Математика», «Прикладная математика и информатика», «Физическая культура», «Педагогическое образование», «Биология» и «Экономика». Часть образовательных программ прошла процедуры общественного признания. В 2013 году юридический факультет АГУ получил аккредитацию Ассоциации юристов России.

В октябре 2014 года АГУ участвовал в объявленном Минобрнауки РФ Всероссийском конкурсе проектов по оценке качества образования в Российской Федерации. В конкурсе приняли участие около 500 проектов с предложениями по совершенствованию качества на всех уровнях образования. Проект АГУ «Предложения по обеспечению качества подготовки обучающихся на уровне высшего образования» вошел в двадцатку лучших и стал призером конкурса.

-11

В 2017 году открывается новое структурное подразделение Адыгейского государственного университета –– Кавказский математический центр (КМЦ АГУ). Центр ориентирован на повышение уровня исследований в области математики и качества всех уровней математического образования в Республике Адыгея и регионах юга России.

Данный Центр является одним из шести математических центров, открывающихся по решению Министерства образования и науки РФ на базе Томского, Новосибирского, Казанского федерального, Южного федерального и Ярославского университетов. Все перечисленные университеты стали победителями конкурса Министерства образования и науки РФ и получили возможность открыть подобные математические центры, благодаря потенциалу и предложенной программе развития математики и математического образования в вузе и регионе. По итогам конкурса научная команда факультета математики и компьютерных наук АГУ в партнерстве с Московским физико-техническим институтом получила грант на открытие «Кавказского математического центра АГУ» под научным руководством федерального профессора А.М.Райгородского.

-12

АГУ в 2020 годах

Сегодня Адыгейский государственный университет – одна из визитных карточек Адыгеи. Это один из ведущих вузов Юга России, обладающий известными научными школами, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, современной технологической и информационной базой. АГУ является признанным образовательным, научным и культурным центром региона и продолжает динамично развиваться, активно участвуя в формировании конкурентоспособной «экономики знаний».

Свыше 13 тысяч студентов из Адыгеи, других регионов России и зарубежных государств обучаются в АГУ по широкому спектру образовательных программ. АГУ осуществляет подготовку кадров для образования, государственных и правовых структур, экономики и социальной сферы, высокотехнологичных компьютеризированных производств, рекламной и издательской деятельности, психологических служб, исследовательских структур эколого-биологической направленности, туристической отрасли, спортивных учреждений и др.

Высокое качество подготовки подтверждается результатами участия студентов в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах: за последние 10 лет медали и дипломы Минобрнауки РФ, грамоты и премии получили около 3000 студентов АГУ.

Функционирует филиал в городе Белореченске Краснодарского края. Университет обладает развитой социальной инфраструктурой, санаторием-профилакторием, Дворцом спорта, базой отдыха и другими подразделениями культурной и рекреационной направленности.

За многие десятилетия в вузе сформировался мощный научно-педагогический потенциал, в нем трудятся свыше 700 преподавателей и сотрудников, около 100 докторов и 370 кандидатов наук, 54 заслуженных деятеля науки и искусств России и Адыгеи, 24 академика Российских и Международных академий, 69 заслуженных работников образования, культуры и спорта России и Адыгеи.

Стратегия развития АГУ основана на становлении многоуровневого и полифункционального научно-исследовательского комплекса, способного обеспечивать непрерывность образования от довузовского и начального профессионального до послевузовского и дополнительного для различных категорий обучающихся. Образовательные программы вуза прошли сертификацию Торгово-промышленной палаты РФ, Европейской Научно-промышленной палаты (Бельгия), Ассоциации юристов России, Европейской организации качества (ЕОК).

Новая Научная библиотека АГУ площадью свыше 3000 квадратных метров располагает обширным компьютерным парком, работающим в автоматизированной библиотечной системе. В фондах электронной библиотеки насчитываются десятки тысяч электронных изданий. Высокую оценку Научной библиотеке АГУ дал Владимир Владимирович Путин в ходе телемоста с руководителями вузов России в апреле 2010 года.

АГУ издает 12 научных журналов и 9 сборников научных трудов. С 1998 года издается научный журнал «Вестник Адыгейского государственного университета», включенный в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикации работ соискателей ученых степеней доктора и кандидата наук. Журнал включен в международную базу данных Ulrich’s Periodicals Directory.

АГУ сотрудничает с вузами России, ближнего и дальнего зарубежья, является членом Международной Ассоциации Университетов. Заключены и успешно реализуются Международные договоры о сотрудничестве. В рамках договоров проводятся научные конференции, организуются совместные лаборатории, научная и педагогическая деятельность преподавателей, стажировки студентов. Большое внимание уделяется внедрению программ академической мобильности и интеграции в мировое научное сообщество. В вузе обучается молодежь из стран ближнего и дальнего зарубежья: СНГ, Сирии, Турции, Иордании, Китая, Монголии, Палестины, Израиля, Черногории, Нигерии, Конго и др.

Университет располагает 5-ю учебными корпусами и постоянно наращивает свои учебно-лабораторные площади. В 2009 году завершено сооружение новой Научной библиотеки, способной удовлетворить на самом высоком уровне запросы образовательно-научного сообщества региона. Существенно увеличилась учебно-лабораторная база АГУ в 2012 году, когда были введены в эксплуатацию 2 новых оригинальных по архитектурному решению корпуса, ставшие настоящим украшением городского ландшафта: учебный корпус площадью 7,6 тысяч кв. метров и Бизнес-инкубатор площадью 3 тысячи кв. метров. В 2014 году построен физкультурно-оздоровительный комплекс «Акуанда» с крытым 25-метровым бассейном по программе партии «Единая Россия» «500 бассейнов». В 2015 году завершено строительство монументального спортивного комплекса, включающего Дворец спорта и 9-этажное общежитие. Открылось после реконструкции комфортабельное общежитие АГУ с поликлиникой на первом этаже. Ещё одно новое общежитие на 180 мест и спортивное ядро с футбольным полем открылось на территории гуманитарно-технического колледжа АГУ.

Все для студентов!

Вместе с лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова, возглавляемой Николаем Андреевым, и при финансовой поддержке руководства республики в Адыгее в 2018 году открыт первый в России математический парк. Реализуется большое количество образовательных проектов математической направленности для школьников Адыгеи и всего Юга России.

АГУ — в «Приоритете»

В 2021 году АГУ прошел отбор в целях участия в программе «Приоритет 2030» и вошел в число 100 российских университетов-победителей, получивших грант на реализацию программы развития.

Стратегической целью университета является трансформация в научно-образовательный и экспертно-аналитический центр: ведущий в регионе – в области математики, IT-технологий, педагогического образования, вносящий значительный вклад в повышение конкурентоспособности Адыгеи, известный на национальном уровне – в области математического образования, генетики, биотехнологии и здоровьесбережения, заметный на международном уровне – в области технологий выявления, поддержки и сопровождения математических талантов, популяризации математики, адыгского и русского языков и культуры.

-13

Адыгейский университет занимает уверенные позиции в научно-образовательном сообществе Южного федерального округа и России в целом и прилагает все усилия, чтобы завоевать новые рубежи, добиться самого высокого рейтинга и всегда находиться в эпицентре научного прогресса и глобальных общественных интересов, а также обеспечить своих студентов качественным многопрофильным образованием.