Что первым приходит на ум при упоминании романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова? Мистика, сопровождающая этот роман с самого момента его создания, хитроумные забавы дьявола, описанные в книге, и проклятье, нависающее над каждым, кто осмелится взяться за работу с этим текстом.
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - мировой бестселлер и одна из самых загадочных и обсуждаемый книг в истории.
Всего четырем режиссерам Юрию Каре, Владимиру Бортко, Анджею Вайде и Полу Брайерсу удалось экранизировать книгу. Намного длиннее список тех, кто начинал работу над этим произведением, но не смог довести начатое до конца. То покойная жена Булгакова приходила режиссеру во сне, отговаривая браться за экранизацию, то банально не удавалось найти денег на фильм. В числе пытавшихся: Элем Климов, Эльдар Рязанов, Владимир Наумов и даже наш современник Алексей Учитель.
И вот в 2017-м году трое крупнейших продюсеров России: Игорь Толстунов, Рубен Дидишян и Константин Эрнст объединились, чтобы создать новую, самую масштабную экранизацию культового произведения. Но и их ждала череда сложностей и неудач. В проекте сменился режиссер, был переписан сценарий, Константин Эрнст покинул проект, да и ситуация в мире не упрощала процесс. Но всё же картина выходит в прокат. Какой она получилась?
С первых минут фильма становится понятно, что перед нами не просто экранизация Булгакова, а авторская фантазия. В центре сюжета известный на всю страну писатель (Евгений Цыганов), имя которого не называется, но мы сразу понимаем, что это Мастер. Герой находится на пике своей карьеры, его пьесу «Пилат» ставят в самом крупном театре страны, но неожиданно политическая повестка рушит все планы. Пьесу снимают с постановки и осуждают за религиозную пропаганду, у писателя забирают членский билет Союза писателей, оставляя тем самым за бортом литературной жизни столицы. В минуту упадка главный герой встречает Воланда и Маргариту - людей, вдохновляющих его на написание нового романа, который никогда не будет опубликован.
Сюжет фильма происходит в двух параллельных мирах: в Москве 30-х годов и в реальности романа, который пишет Мастер. Эти линии настолько тесно переплетены, что в какой-то момент начинаешь путать реальность с вымыслом. Создатели фильма Михаил Локшин и Роман Кантор переплетают и историю самого Булгакова и написания им романа с сюжетом произведения. Сам Мастер в исполнении Евгения Цыганова приобретает больше биографических черт самого Булгакова. Религиозный же диспут, историю Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, авторы уводят на второй план.
Таким образом, учась на ошибках прошлых экранизаций и постановок, Михаил Локшин и Роман Контора облегчили сюжет, выбрав одного главного героя и не пытаясь запихнуть все три мира, созданных Булгаковым, в 2,5 часа экранного времени.
Также они перенесли действие романа из реальной Москвы 30-х годов в футуристичный город, поражающий своей тоталитарной эстетикой: всё вокруг гигантское и каменное, первомайский парад, как оживший плакат с мускулистыми комсомольцами, в воздухе летают дирижабли, а ночь прорезают лучи гигантских прожекторов с красными звездами. На экране появляется Дворец Советов с гигантской статуей Ленина, возвышающейся на крыше здания. Прочая архитектура в фильме также отсылает нас к будоражащим воображение не осуществленным архитектурным проектам СССР.
Изображение и эффекты способны вызвать экстаз даже у самого искушенного зрителя. Технологический прогресс наконец-то позволил скинуть оковы художественных условностей, сдерживающих прошлые экранизации. Еще Элем Климов, готовясь снимать «Мастера и Маргариту», говорил: «Даже Тарковский не знал, как сделать кота», а в экранизации Юрия Бортко 2005-го года кот Бегемот - это просто человек в костюме, который выглядит скорее комично, чем ужасающе. В новой экранизации нашему вниманию предстает круговорот гиперреалистичного хаоса и сатанизма. Не зря над графикой в фильме трудились сотни людей на протяжении нескольких лет.
За многие постановки и экранизации мы привыкли к "правильному" ходу событий в романе, что начинаться всё должно со сцены на Патриарших, например. В голове крепко засел образ Воланда как мрачноватого и спокойного иностранца, а Галлы как соблазнительной красотки-вампирши. Новая экранизация в построении сюжета и образах раз за разом обманывает ожидания, что несомненно делает фильм свежим и современным.
И конечно фильм делают актеры. Смело могу сказать, что это картина, в которой каждый на своем месте. Август Диль еще совсем недавно сыгравший католического святого в фильме "Тайная жизнь" Терренса Малика преобразился до неузнаваемости, создав на экране образ Сатаны, никогда не скучающего и упивающегося абсурдом и безумием, происходящим в мире. Эта неутомимость делает Воланда по-настоящему пугающим и непредсказуемым. Игру Евгений Цыганова трудно оценить, она великолепна. Образ, который он создал на экране настолько человечен и искренен, что не сопереживать невозможно, а Юлия Снегирь своей красотой и трогательностью только подчеркивает трагизм этой истории.
Несмотря на множество плюсов, которые есть в этом фильме, обещанного нового прочтения не стоит ждать от фильма. За исключением изменённой композиции сюжета и очеловеченного Мастера, смыслы и идеи всё те же: «Рукописи не горят». А сгорит ли в безжалостном пламени времени и прогресса данная картина, узнаем.