Несколько лет назад именно этот случай навёл меня на мысль о том, что было бы хорошо написать книгу, которая будет не только интересна, но и полезна для читателя.
Лариса Геннадьевна и Михаил Евгеньевич – пенсионеры, бывшие учителя, обратились в нашу строительную фирму по телефону с просьбой сделать капитальный ремонт в их двухкомнатной квартире. Приехать в офис для уточнения деталей они не могли, поэтому техническая команда, состоящая из трёх человек, выехала на объект сама.
– Проходите, проходите, мы вас целых три года ждали, – произнесла Лариса Геннадьевна, когда мы переступили порог их квартиры.
– Вы хотите сказать, что ждали нас три часа? – попытался исправить слова хозяйки наш бригадир.
– Нет, что вы, именно три года мы готовились к ремонту: закупали материалы, составляли план, – пояснил Михаил Евгеньевич.
При этих словах мы все как-то немного напряглись.
– А что конкретно вы покупали, можно узнать? – озадачено спросил бригадир.
– О! Мы подготовились очень хорошо, так как нас консультировал профессионал. Именно он, три года назад, посоветовал нам купить и цемент, и штукатурные смеси, и даже, вот, – прервал свои объяснения хозяин квартиры и указал рукой на межкомнатные двери, – мы даже новые двери успели уже поставить!
– Катастрофа, – еле слышно проговорил технический менеджер, который всё это время внимательно слушал диалог бригадира и хозяев квартиры.
– Сейчас разберёмся, – так же почти шёпотом сказал я
– Позвольте спросить вас о том профессионале, который посоветовал поставить эти чудные двери и сделать столь важные запасы для предстоящего ремонта? – спросил менеджер.
– Это был квартирант наших соседей, – спокойно ответила Лариса Геннадьевна. – Он вместе с друзьями-строителями целый год снимал здесь квартиру. Ребята предложили нам сделать ремонт, но мы отказались, так как средств ещё не успели накопить. Тогда они помогли нам купить некоторые строительные материалы со скидкой для будущего ремонта: цемент, провод и т.д.
– А вас предупредили, что, например, цемент марки М500, можно хранить лишь 6 месяцев? Потому что, начиная с даты изготовления, каждый последующий месяц этот материал теряет 15% от своих технических качеств?
Ответа на данный вопрос не последовало. Хозяева были в замешательстве.
– Давайте присядем, – предложил я, увидев большую тревогу в глазах Михаила Евгеньевича. – И вы нам всё подробно расскажете: что приобрели, какие работы проделали.
– В наше время нет необходимости приобретать материалы заранее, так как хорошие строительные фирмы имеют отличных поставщиков с замечательными расценками, – уточнил менеджер.
– Нам просто сказали, что материалы дорожают, да и скидки были, – пыталась оправдаться Лариса Геннадьевна.
– А вас предупредили, что межкомнатные двери не ставят вначале ремонтных работ? Дверной косяк, например, ставится сразу после заливки пола, чтобы стены выровнять правильно. Сейчас будет происходить демонтаж старой проводки. Пыль, даже с использованием строительного пылесоса, неизбежна, а у вас уже стоят хорошие двери, придётся их снять. Что касается цемента, то его остаётся только выбросить, – безжалостно проговорил бригадир.
Супруги переглянулись. Было видно, что речь нашего бригадира произвела на них большое впечатление.
– Мы бы хотели показать вам проект на электричество, – нерешительно произнесла Лариса Геннадьевна.
– Проект трёх летней давности, составленный строителями-барыгами? – жестоко пошутил технический менеджер.
– У нас нет, и не было денег на инженера. Нам сказали, что его услуги стоят половину стоимости ремонта!
– Я даже догадываюсь, кто с вами поделился такой важной информацией, – пошутил теперь уже я.
– Да, эти же самые ребята. И мы заплатили им за проект чисто символическую цену. А нам, как пенсионерам, была предоставлена очень большая скидка. Сам проект разработал их знакомый инженер. Сейчас я его принесу, – произнесла хозяйка и вышла из комнаты.
– Я уже представляю, что там за проект, лучше уж ничего. Скупой платит дважды, – проговорил бригадир.
Через пару минут Лариса Геннадьевна вернулась, держа в руках один лист бумаги формата «А4».
– Позвольте взглянуть, – полюбопытствовал бригадир.
– Пожалуйста,– ответила хозяйка и протянула ему листок.
Мы все подошли к нашему коллеге и стали внимательно изучать, так называемы «проект».
– И вот за этот шедевр вы ещё деньги платили? – задал вопрос менеджер.
Чтобы супруги имели хоть какое-то представление, он достал свой планшет и наглядно показал им, как выглядит настоящий проект электроснабжения.
– Конечно, можно сделать проект самому, просто нанести размеры объекта на бумагу и указать расположение розеток, выключателей, осветительных приборов. Кстати сказать, у вас так и сделано. Но в этом случае никому ни за что не надо платить. А вы заплатили деньги шарлатанам.
Супруги были сильно расстроены.
– А как же быть с…– не договорил Михаил Евгеньевич, а только пристально посмотрел на свою супругу.
– Мне даже страшно подумать о том, какую очередную ошибку вы совершили, – произнёс пугающие слова бригадир.
– Мы купили провод, а вместе с ним нам продали сразу несколько автоматов, – нерешительно произнёс хозяин квартиры. – Сейчас я за ними схожу.
Михаил Евгеньевич принёс бухту кабеля, а также большую картонную коробку, в которой, по его словам, находились нужные автоматические выключатели. Вот теперь настала моя очередь проводить ревизию. Супруги с большим волнением ожидали моего вердикта. И он оказался чуть более утешительным.
– Значит так, – начал я свои объяснения, – кабель марки ВВГнг(А)-LS – отличный кабель. Сечение указано 3*1,5, что прекрасно подойдёт для освещения. А для розеточных групп необходимо будет докупить такой же кабель, только сечением 3*2,5.
– А нельзя использовать уже имеющийся, 3*1.5? – задала вопрос Лариса Геннадьевна, – так как его у нас много.
– Сколько?
– Пять бухт по 100 метров.
– Во-первых, у вас предусмотрена стиральная машина с подогревом, электрический духовой шкаф, сплит-система и другие бытовые приборы. Во-вторых, для розеток берётся кабель с сечением равным 2.5, так как нагрузка от ваших включенных приборов может составлять 4 киловатта, а кабель с этим сечением как раз рассчитан на нагрузку до 5.9 киловатт и ток до 27А. Что касается вашего кабеля 3*1.5, мы обменяем излишки на кабель нужного сечения, не переживайте, – пытался я хоть как-то успокоить хозяев.
– А автоматы? – вспомнил Михаил Евгеньевич, когда посмотрел на коробку.
– Для вашей квартиры их слишком много. Вам продали лишнее и с большим номиналом. Мы обменяем излишки на нужные автоматы. Дополнительно, для защиты, необходимо будет приобрести несколько дифференциальных автоматов: по одному на каждую комнату. Плюс ко всему, на стиральную и посудомоечную машины, духовой шкаф, компрессор сплит-системы рекомендовано ставить отдельный дифференциальный автомат.
– Хорошо, договорились, – сказал Михаил Евгеньевич, – жалко, что соседи-строители съехали, а то я бы на них заявление в полицию написал. Мошенники!
– Ничего бы вы не доказали. У вас нет ни договора, ни чеков, – пояснил я пенсионеру. – Нельзя быть такими доверчивыми.
– Значит сейчас, в наше время, нельзя никому верить? – возмутилась Лариса Геннадьевна.
– Доверяй, но проверяй! – ответил бригадир
– В любое время, – добавил я.
Ремонт у Ларисы Геннадьевны и Михаила Евгеньевича продолжался два месяца. Всё это время супруги жили на даче, периодически приезжая в город, чтобы уточнить некоторые детали ремонта. Наконец наступил долгожданный день сдачи объекта заказчику. Всё прошло хорошо, хозяева остались довольны проделанной работой.
– Мы тут прикинули, что года через два сможем позволить себе сделать ремонт на нашей любимой даче, – сказал нам Михаил Евгеньевич.
– Только не допускайте больше таких ошибок, – проговорил технический менеджер, указывая рукой на межкомнатные двери.
– Нет, нет. Что вы! Мы больше не будем закупать материалы. Мы лучше начнём откладывать деньги, – произнесла в своё оправдание Лариса Геннадьевна.
– Верное решение, – ответила почти хором вся наша техническая команда.
Работа над ошибками была проведена правильно.