Жизнь этой актрисы была наполнена трагическими событиями и многолетними лишениями. На её глазах родился и погиб Советский Союз, почти половину жизни она провела в нечеловеческих условия, но она всегда и при любой власти оставалась патриоткой своей страны.
Мариэтта Капнист родилась в семье потомственного дворянина, действительного статского советника Ростислава Ростиславовича Капниста в 1913 году. Её отец, граф Капнист, был личным другом российского императора, а предки рода Капнистов много веков преданно служили всем представителям русской монархии.
Если бы не революция, то у Мариэтты было бы блестящее будущее. Но её детство закончилось в 8-летнем возрасте, после того, как большевики расстреляли её отца и другие близких родственников.
Это случилось в Крыму, куда семья бежала от революции из Петрограда. Матери и девочке чудом удалось спастись, когда они, переодевшись в крестьянскую одежду, бежали в деревню, где их спрятали люди из прислуги графа.
Мариэтта с матерью несколько лет жили в крестьянской многодетной семье. Незадолго до этого глава этой семьи погиб на войне, поэтому все её члены испытывали нужду и голод. Мариэтта и её мать, в прошлом графиня, быстро освоились и вместе со всеми работали на огороде, помогали по хозяйству и выполняли любую чёрную работу.
Мариэтту стали называть Машей и у новой власти в сельсовете её записали как шестого ребёнка в крестьянской семье, которая их приютила. А мама девочки превратилась в сестру хозяйки, которая от голода бежала из города в деревню. И они жили дальше под другой фамилией.
Так продолжалось несколько лет. Когда Марии исполнилось шестнадцать, она поехала в Ленинград учиться на актрису. Ещё до революции с ней занимались учителя танцев и пения, поэтому девушка рассчитывала поступить в театральное училище.
Помогло «рабоче-крестьянское» происхождение (она жила под чужой фамилией героя гражданской войны) и наличие таланта. Её приняли сначала в театр-студию при Александрийском театре, а позже и в театральный институт.
В 1935 году, на последнем курсе института, она и опять решила стать Мариэттой Капнист. Хотела, чтобы в дипломе было указано её настоящее имя. И это стало той роковой ошибкой, которая изувечила её дальнейшую жизнь.
В НКВД тут же вычислили её дворянское происхождение и исключили из института без выдачи диплома. Также ей предписали покинуть Ленинград. По действующим в то время законам, такие, как она, не имели права проживать в Ленинграде и в Москве.
Мариэтта опять стала Марией, но фамилию отца решила сохранить. Девушка переехала в Киев, поступила в торговый техникум и получила диплом бухгалтера. В грузинском Батуми нашлись бывшие знакомые её семьи, которые приютили Марию и помогли найти работу. Несколько лет она проработала бухгалтером, но дворянское происхождение всплыло и там.
В 1941 году 28-летнюю Марию Капнист арестовали и по 58-й статье осудили на 8 лет лагерей. Хотя никаких реальных обвинений ей предъявлено не было. Кроме предположения следователя, что графская дочка из приближённой к императору семьи не может не быть врагом Советской власти.
Она попала в один из самых жестоких казахстанских лагерей - Карлаг. Мария Ростиславовна не любила вспоминать и рассказывать о тех годах, поэтому можно предположить, что ей было очень тяжело. Известно, что она трудилась на рудниковой шахте, из которой заключённых не выпускали месяцами. Они под землёй и работали, и жили.
Когда срок уже заканчивался, в беседе с другой заключённой она плохо отозвалась о Сталине, поэтому по статье «антисоветская агитация» ей присудили ещё один 10-летний срок.
В 1948 году там же, на руднике, она познакомилась с польским инженером Яном Волконским, который тоже был заключенным и ремонтировал на шахте оборудование. Они стали близкими людьми, собирались после освобождения пожениться, но в 1949 году его расстреляли, посчитав, что он вместе с другими польскими заключенными готовил мятеж.
Мария к тому времени была уже беременной и вскоре родила дочь. В 1951 году, когда дочке исполнилось два года, по действующему закону, её забрали у матери и отправили в детский дом.
У Марии на этой почве случился душевный срыв. Она опять накричала на тюремщиков и опять нехорошо упомянула Сталина. И ей дали ещё один 10 летний срок. Это был уже её третий подряд срок.
Лишь в 1956 году, во время массового пересмотра дел осужденных по 58-й статье, Мариэтту Капнист освободили. Она сразу же поехала в детский дом за дочерью и вместе с ней уехала в Киев, где жила её старая подруга. Они поселились у неё дома, и Мария пошла устраиваться на работу в театр.
Но директор театра был из старой номенклатуры, поэтому «бывшей каторжнице» вместо должности актрисы предложил работу уборщицы. И та согласилась, тем более что зарплата уборщицы была почти такой же, как и у актрисы. А ей в первую очередь нужны были деньги, чтобы растить и поднимать дочь.
Однажды в театре она случайно попала на глаза кинорежиссёру Максиму Абрамовичу Руфу, который искал актёров для своего фильма «Одна ночь». Уж больно ярким был типаж у театральной уборщицы, и он пригласил её на небольшую роль.
На съёмках она показала себя профессиональной и талантливой актрисой, и её стали часто приглашать в другие фильмы. В 1957 году Марию Капнист зачислили в актёрский штат киностудии имени Довженко, и началась её кинокарьера.
За тридцать пять лет работы в кино она сыграл более восьмидесяти ролей. В основном разных колдуньей, ведьм, злых графинь и других страшных старух. На 75-летний юбилей ей присвоили давно уже выстраданное звание Заслуженной артистки Украинской ССР. Можно было бы и уйти на пенсию (за звание в СССР была неплохая прибавка к пенсии), но Мария Ростиславовна не мыслила себя без работы.
Трагедия случилась неожиданно. В октябре 1993 года, когда актриса спешила на очередные съёмки, рядом с киностудией её сбил автомобиль. Недалеко был подземный переход, но уже много лет, ещё со времён работы в шахте, она страдала клаустрофобией.
Незадолго до этого она впервые побывала заграницей. В Париже нашлись потомки дальних родственников, которые перебрались туда сразу после революции. Они пригласили пожилую актрису погостить к себе. Мария Капнист съездила, они пообщались, и парижские родственники были шокированы историей её жизни.
Марии Ростиславовне предложили переехать из Киева в благополучный Париж, так как в начале 90-х годов на Украине, как и в России, был полный бардак и неопределённость. Но актриса отказалась.
Она, кстати, до последнего дня считала себя россиянкой, хоть и была вынуждена за год до смерти получить украинский паспорт. Появление Украины как отдельного от России государства она считала «недоразумением истории».
Один из французских журналистов опубликовал в Париже статью, посвященную драматической жизни Марии Капнист. Перед этим он попросил актрису дать оценку советской власти, при которой она прожила свою непростую жизнь, и надеялся услышать от неё проклятия. Но она спокойно ответила, что любит свою страну при любой власти. По поводу своего возможного переезда на Запад, о котором её просили родственники, она ответила ещё определённее:
«Оставить Россию в таком неблагополучном состоянии как сейчас… в слякоти, в безверии, нет… никогда не оставлю».
А через два года 80-летней актрисы не стало. Он скончалась от полученных в ДТП травм.
Марию Ростиславовну Капнист похоронили на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. До революции там было имение её отца.
Сергей Полонский.
Если статья показалась вам интересной кликните 👍
______________________